устойчивости путем диверсификации применения продуктов. Имеются в виду наличие отрицательной корреляционной зависимости между эффективностью каждого продукта, что обеспечивает их независимость друг от друга.
Кроме того, большинство компаний при формировании стратегии номенклатуры придают особое значение обеспечению конкурентоспособности своей продукции, которая тем выше, чем выше доля рынка. Поэтому показатель доли рынка важен при любой стратегии номенклатуры. При этом следует иметь в виду. что высокая доля рынка коррелирует с высокой нормой прибыли. Некоторые результаты исследований данной зависимости представлены в таблице 2.2 [9]. Также высока корреляция с нормой прибыли затрат на исследования и разработки новой продукции и расходов на ее коммерциализацию (продвижение товаров на рынок) (таблица 2.2).
При всем многообразии разрабатываемых компаниями стратегий следует отметить особую популярность у лучших фирм, в частности, таких стратегий как создание комплексной системы обеспечения качества, внедрение системы
Таблица 2.2
Коэффициенты корреляции между важнейшими экономическими показателями 102 японских компаний за 18 лет
управления «точно в срок», формирование партнерских отношений с поставщиками и потребителями и др.
2.4.1.6. ТАКТИКА
Тактика представляет собой целенаправленную деятельность, которая реализуется по крайней мере один раз в год. Тактика определяет пути, обеспечивающие постоянное приближение к параметрам эффективности. Она разрабатывается и внедряется низшим звеном руководства и рядовыми сотрудниками, а затем утверждается руководством среднего и высшего звена. Без этого направления деятельности сотрудники не могут распределить свои усилия наиболее эффективным образом.
Итак, обращаясь снова к пирамиде планирования (рисунок 2.3.5), следует подчеркнуть, что цикл планирования начинается сверху с руководства высше-го звена, определяющего предназначение фирмы (миссию), принципы, долгосрочные направления деятельности и дополняется снизу при участии отде-
лов и руководства среднего звена, определяющих тактику, стратегию и задан-
ные параметры эффективности. Затем все это завершается взаимным согласо-
ванием перспективного плана фирмы. Целью такой работы является вовлече-
ние каждого сотрудника в цикл планирования, в результате чего каждый знает
и понимает важность планирования. Участие каждого в цикле планирования
имеет большое значение, поскольку такая организация исключает возмож-
ность того, что «кто-то наверху» разработает план и спустит вниз для исполнения. Такой план обычно малоэффективен, поскольку в его подготовке не участвовали ни руководители, ни сотрудники, которые непосредственно при-званы его реализовывать [3, 5, 6,7,8,9].
2.4.2. ПЛАНИРОВАНИЕРАСПОРЯДКАДНЯ ПРЕЗИДЕНТАМИКРУПНЫХКОРПОРАЦИЙ
Следуя стратегии и тактике рационального использования каж-дого часа, самые занятые бизнесмены откладывают сложные проблемы на конец недели и работают с двумя секретарями
При ознакомлении с распорядком дня руководителя любой крупной фир-мы можно с уверенностью обнаружить огромное число желающих встретиться с ним. начиная с его сотрудников, заказчиков, поставщиков, консультантов, администраторов, политических и общественных деятелей и кончая журнали-стами. С учетом времени, затрачиваемом на чтение почты, переговоры по теле-фону и т.д. (рисунок 2.5) [10], управляющий крупной фирмы тратит фактически на руководство около 60 часов в неделю. Это подтверждают данные большинства опросов.
Восновном же работа руководителей отличается от других видов дея-тельности не длительностью рабочего времени, а количеством людей и многообразием проблем, с которыми они имеют дело. Сравнивая текущую
работу с той, которой они занимались до высокого назначения, все руково-
дители отмечают, что спрос на них после назначения резко возрос. Однако
лучшие руководители считают, что непрерывный поток приглашений и по-
сетителей предоставляет им большие возможности для использования этих
встреч в интересах фирмы. Например, президент фирмы Pasific Telesis
Group называет этот поток встреч «набором богатых возможностей», из
которого он использует только то, что требуется для его работы. Прези-
дент другой фирмы General Dynamics считает, что крайне важно опреде-
лить. чем заниматься. «Часть времени я провожу, обдумывая, чем занимать-
ся оставшуюся часть времени»,— говорит он. Распределяя каждую минуту,
руководители фирм рассматривают время как бы в двух измерениях. Некоторые из них называют это краткосрочным и долгосрочным планированием. Так, президент Pacific Telesis Group различает тактику и стратегию планирования рабочего времени: «Тактика подскажет миллион способов, как извлечь максимальную пользу из каждого часа. Например, можно при-нять участие в важном совещании. С точки зрения тактики это будет по-лезная трата времени. Но стратегия планирования рабочего времени требует сначала ответить на вопросы: необходимо ли ваше участие именно в этом совещании? Требуется ли вообще проводить это совещание?».
Стратегия планирования сводится в основном к одному вопросу: как наи-более рационально использовать все отпущенное время? По единодушному мнению руководителей, нет ничего важнее четкой постановки долговременных задач перед фирмой и перед собой. Какой фирма должна стать через 5 лет? Как вы собираетесь этого достичь? Правда такие основополагающие
Рис. 2.5 Распределение времени административного работника высшего звена, затрачиваемого на контакты в течение 8-, 9-часового рабочего дня вопросы иногда игнорируются даже блестящими руководителями. Джон Кот-тер, автор книги «General Managers» («Генеральные директора»), которая считается одной из наиболее серьезных работ о деятельности выдающихся руководителей, пишет, что руководитель может пренебречь общепринятой тактикой организации рабочего времени и вместе с тем работать очень эффективно. «Он может идти на совещание и не явиться на него. Он может отвлечься на 2 минуты, поговорить с кем-нибудь еще 5 минут, поймать в конце коридора кого-то на минутку и в результате опоздать на заранее назначенную встречу на 20 минут. Это может возмутить сторонников жесткого планирования. Но вот что происходит. Четкое представление об общих задачах фирмы позволяет руководителю из информации, полученной за день, выбрать то, на что необходимо обратить внимание, а остальным пренебречь».
Руководитель фирмы Ryder System, которая сдает в аренду грузовики и самолеты и обеспечивает их техническое обслуживание, своим личным примером демонстрирует практическую полезность идей Коттера. «Я понял, —заявляет он, — что концентрация сил на выполнении поставленных задач реально позволяет максимально эффективно использовать время. Так, наша фирма заинтересована в приобретении предприятий, обеспечивающих высококачественное обслуживание и имеющих перспективы роста. И мы не тратим время на об-
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.