- Различия в темпах
инфляции, системах налогообложения, колебаниях ва
лютных курсов в разных
странах. Учет этих факторов усложняет планиро
вание, которое осуществляется на фирме в
единой валютной системе (той
страны, где расположена материнская компания). Непрогнозируемость не
которых из этих факторов для стран с
нестабильным экономическим раз
витием создает дополнительные
трудности многонациональным корпора
циям.
- Риск политических
перемен. Многонациональные корпорации подвергают
ся ему в значительно большей степени, чем мононациональные. Изменение
режима в государстве чревато национализацией, отменой льгот в налогооб
ложении, изъятию прибылей и
т.п.
- Различия в законах,
регулируюппгх иностранные инвестиции. Вследствие этих
различий
участие многонациональных корпораций в экономике других стран
может приобретать самые разнообразные формы, в том числе ввоз и реализа
цию готовой продукции, производство продукции на местных предприятиях,
находящихся
в полной собственности корпорации, производство на совмест
ных предприятиях с другими фирмами (с различной долей участия в капита
ле совместного предприятия) и
т.д.
Многие корпорации, только став многонациональными, ощутили необходимость систематизации работы по планированию и необходимость созда-ния специальных плановых подразделений. Именно многонациональные корпорации часто были инициаторами нововведений в области планиро-вания, разрабатывая и внедряя новые системы планирования и организации плановой работы.
Нестандартные условия, в которых действуют многонациональные корпо-рации, определяют некоторые особенности процесса планирования:
- Временные рамки плана. Как правило, многонациональные
корпорации раз
рабатывают планы на срок от трех до
десяти лет, чаще всего — на 5 лет.
Долгосрочный план уточняется
ежегодно. Вследствие этого корпорация
всегда имеет план на пять предстоящих
лет. Текущий план и бюджет разра
батываются на 1 или 2 года. Среди
факторов, влияющих на сроки плани
рования, следует особо отметить участие в капиталоемких и наукоемких
проектах. Корпорации, расходующие значительные средства на НИОКР или капвложения, как правило, составляют планы на самые протяженные сроки. — Формулирование целей. Одна из задач планирования — формулирование долгосрочных целей корпорации и определение текущих оперативных задач, которые должны быть решены для достижения этих целей. Среди долгосрочных целей можно условно выделить четыре основных вида (два -количественных и два — качественных):
а) достижение определенных финансовых показателей
(например, прибыли
на вложенный капитал);
б) достижение определенных размеров или положения на
рынке (например,
объема продаж, конкретной доли на
рынке какого-либо вида продукции);
в) изменение сферы
деятельности в продуктивном отношении (например, ди
версификация) ;
г) изменение сферы деятельности в географическом
плане. Последняя из
четырех целей особенно существенна
для многонациональной корпорации,
так как планирование деятельности
должно непременно учитывать воз
можные проблемы регионального
характера.
- Оценка выполнения
плана. Разработка планов осуществляется на базе
прогнозов.
Причем перспективы экономического развития многих реги
онов
бывают весьма неопределенны. Поэтому выполнение или невы
полнение
подразделением планов хотя и должно учитываться в целях
оценки
общего финансово-экономического положения корпорации и
уточнения
ее дальнейших задач, но не должно служить единственным
основанием для поощрения или наказания руководителей подразделе
ний.
- Роль линейных
управляющих. Линейным управляющим принадлежит глав
ная роль
в реализации планов, поэтому естественным представляется, что
они
должны активно участвовать и в их разработке, так как только они
представляют
себе реальное положение дел в каждом производственном
подразделении.
Что касается многонациональных корпораций, то к выра
ботке их планов обязательно привлекаются руководители подразделений,
имеющие опыт практической работы в соответствующих регионах.
- Роль специалистов по
планированию. Специалисты по планированию при
званы
компенсировать отсутствие у линейных управляющих опыта разра
ботки
планов. В многонациональных корпорациях в штаты подразделений,
в зависимости от их размеров,
обычно вводится специалист по планирова
нию или целый отдел планирования, в чьи
функции входит организация и
проведение в соответствующие сроки плановых работ, консультирование
линейных управляющих по вопросам
планирования, а позже — контроль
выполнения разработанных планов.
Роль специалистов по планированию и
объем выполняемой ими работы сильно варьируют в зависимости от слож
ности решаемых подразделениями задач и
подготовленности линейных
руководителей.
Для большей наглядности проиллюстрируем процедуру выработки плана на условном примере американской многонациональной диверсифицированной корпорации — изготовителе потребительских товаров с филиалами во многих странах. При этом предполагается, что корпорация организована по региональному принципу: четыре руководителя возглавляют деятельность зарубежных филиалов и пятый — отделение США. План обычно составляется на пять лет. Бюджет рассчитывается на 1 год. Средства, сэкономленные за год, выплачиваются в виде премиальных. Если же отклонение от планового результата составляет более 10% (в большую или меньшую сторону), то это должно найти отражение в плане, составляемом в новом году.
Процесс планирования, как правило, начинается за б месяцев до завершения
финансового года. Первый шаг — выдвижение президентом корпорации стра-
тегических задач на следующий пятилетний период: получение определенной
прибыли на вложенный капитал, достижение конкретного прироста чистой
прибыли, приобретение (слияние) фирм, выход на новые (географические)
рынки. С этого начинается процесс планирования «сверху вниз».
Комитет по планированию, состоящий из управляющих (всех пяти) от-
делений, руководителя планового отдела корпорации и некоторых других
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.