При системе канбан. как отмечалось ранее, заказ на изготовление деталей поступает с рабочего места, находящегося «выше» по ходу производственного процесса, на рабочее место, расположенное «ниже». Это происходит без использования электронной вычислигельной техники, путем передачи карточек (канбан) в контейнерах для деталей. Таким образом, на конкретные детали поступает твердый заказ и именно в тот момент, когда в них возникает потребность. При такой организации машиностроительное производство по своему характеру приближается к предприятиям с непрерывным производственным процессом.
При системе канбан время смены инструмента и наладки оборудования должно быть сведено к минимуму. Без четко налаженной системы смены инструмента не может быть и речи о внедрении канбан.
Разница между системами MRP и канбан состоит не только в их логике, но и в том, что они обуславливают различное «умонастроение» персонала. Система MRP не требует реорганизации производства, она принимает его таким, какое оно есть (в отношении сроков изготовления буферных запасов, размера партий, процента брака и т.д.), тогда как система канбан прежде всего направлена на совершенствование производства. Принцип этой системы — постоянное стремление к улучшению, поскольку основные ее ориентиры — ноль запасов и ноль дефектов.
Работа по системе канбан требует жесткой дисциплины и ломает многие привыч-ныe представления. Она непригодна в тех случаях, когда имеют место значительные колебания объема производственной программы предприятия, тогда как для системы MRP они не так важны, если обеспечен достаточно точный их прогноз.
При системе канбан особые требования предъявляются к организации ухода за оборудованием и его ремонта. Основной целью технического обслуживания
оборудования все в большей степени становится повышение надежности его работы.
Эта тенденция проявляется, во-первых, в широком использовании ЭВМ для хранения и анализа информации, относящейся к техобслуживанию, во-вторых, в использовании современной технологии для контроля работы и состояния оборудования и своевременного выявления возможных неполадок и, в-третьих, в принципиально новых требованиях к подготовке специалистов по техническому обслуживанию.
На рынке уже имеются пакеты программ, разработанные специализированными фирмами, которые могут использоваться на персональных ЭВМ. Эти программы позволяют осуществлять планирование работ по техобслуживанию и расчет затрат, собирать и анализировать данные по надежности оборудования (характер неисправностей, время простоя из-за выхода из строя оборудования и размер убытков, причины неисправности, затраты на ремонт и замену неисправного оборудования).
Организованное в соответствии с современными принципами техническое обслуживание все в большей степени носит не профилактический, а предсказательный характер. То есть работы по техобслуживанию выполняются не в соответствии с заранее составленным графиком, а в зависимости от фактического состояния оборудования. Такой подход не нов. Однако до сих пор он применялся в основном для крупных машин, на которых можно установить на постоянной основе приборы для непрерывной регистрации таких характеристик, как величина вибрации, состав смазочных масел и др. И лишь в последние годы появилась возможность осуществлять постоянное наблюдение за состоянием практически любого оборудования.
При внедрении системы канбан большое значение придается использованию творческого потенциала рабочих через их групповую деятельность в рамках кружков качества и групп прогресса, а также через стимулирование рационализаторских предложений и образование автономных самоуправляемых бригад.
Влияние системы канбан на эффективность работы предприятий имеет многоплановый характер. Канбан способствует улучшению качества, снижению непроизводительных затрат, обеспечению более гибкого и быстрого реагирования на потребности рынка, снижению себестоимости, повышению производительности, снижению текущих запасов и времени выполнения заказов. Реализация системы канбан сопровождается ежедневными сводками о состоянии запасов, функционированием комиссионного склада, обеспечением надежной и гарантированной поставки деталей и комплектующих изделий, калькуляционной интерполяцией, стимулированием персонала, децентрализацией управления, минимизацией числа поставляемых деталей в строгом соответствии с потребностями сборки.
Канбан позволяет без использования каких-либо глубоких теоретических подходов или математических методов контролировать динамику трех сфер деятельности: закупка — производство — продажа. Короткий интервал оперативного управления дает возможность осуществлять эффективный контроль за выполнением месячного плана, соблюдением рациональных пропорций между производством, поставками и запасами и др. Канбан требует оптимальной коммуникации между всеми участниками производственного процесса. С этой целью используется специальная мнемотехническая символика, идентифицирующая различные производственные определения, характеристики и условия [19, 20, 22, 23, 24].
2.4.7.3. СИСТЕМА«ТОЧНОВСРОК»
Система «точно в срок» (just-in-time) представляет собой систему планирования материально-технического снабжения, предусматривающую полную синхронизацию с производственным процессом. В рамках этой системы:
а) сырье, полуфабрикаты, комплектующие изделия
подаются небольшими парти
ями непосредственно в нужные точки производственного процесса, минуя
складские помещения;
б) готовая продукция также отгружается потребителям
непосредственно по
мере завершения производства.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.