вводит персонал в заблуждение. Например, на предприятии фирмы Hewlett-Packard в г. Грили (США) внедрение в середине 80-х гг. системы «точно в срок» дало резкое увеличение производительности. Цифры действительно впечатляющие. Период времени между прибытием комплектующих деталей и отправкой готовой продукции сократился с шести недель до одного часа. На другом предприятии той же фирмы (г. Ванкувер) за счет внедрения «точно в срок» была достигнута поразительная экономия. Производственная площадь уменьшилась вдвое, а общее время реализации заказа уменьшилась на 85%. Самым большим сюрпризом было сокращение трудоемкости на 30%.
На одном из предприятий компании General Electric, выпускавшем рентгеновские установки, благодаря внедрению системы «точно в срок» за 3 года (с 1985 г.) удалось сократить на 47% запасы, на 46% уменьшить уровень брака и на 40% — расходы на обслуживание оборудования.
Фирма IBM многие годы успешно использует систему «точно в срок», сделав ее с начала 1984 г. официальной частью своей стратегии. Полученные ею результаты значительны. Так, длительность цикла изготовления ферритовых головок на заводе в г. Рочестере сократилась на 75%, производственные запасы при изготовлении терминала модели 3178 на заводе в г. Роли уменьшились вдвое по сравнению с затратами для предыдущей модели; время изготовления принтеров модели 4713 на заводе в г. Фундзисана (Япония) также уменьшилось в два раза. На фирме IBM ведутся специальные занятия по ознакомлению ее работников с возможностями системы «точно в срок». При всем при том еще в середине 80-х гг. система «точно в срок» использовалась менее 10% предприятий промышленности США, хотя интерес к ней постоянно возрастал.
Основополагающими условиями успешного внедрения системы «точно в срок» является массовое вовлечение персонала (в том числе через образование кружков качества и автономных самоуправляемых бригад) в мероприятия по исключению всех видов дефектов, наличие внедренной системы канбан, сокращение числа фирм-поставщиков и установление с ними партнерских отношений путем заключения долгосрочных контрактов, делающих последних почти частью компании-потребителя. Поэтому, прежде чем приступить к внедрению системы «точно в срок», компания должна хорошо разобраться в концепции и содержании системы и сопоставить со своими нуждами и возможностями. Как показывает опыт многих фирм, желательно, чтобы на высшем уровне руководства был энтузиаст данной системы, который бы активно занимался ее внедрением. Целесообразным также является первоначальная апробация системы лишь на одном, достаточно хорошо налаженном производственном участке [25, 26, 27, 28].
2.4.7.3.1. ОПЫТВНЕДРЕНИЯСИСТЕМЫ«ТОЧНОВСРОК»НА ФИРМЕ«ТОЕТА»
Система управления производством фирмы «Тоета» была разработана в основном к 1973 г. и в дальнейшем использовалась многими другими японскими компаниями. Основной целью фирмы являлось снижение издержек (рисунок 2.10) [29]. Ставя эту цель, фирма стремилась организовать производство необходимых деталей в нужное время и в нужном количестве, исключив тем самым лишние операции.
Решение трех промежуточных подзадач, приведенных ниже, рассматривалось фирмой как необходимое условие для снижения издержек:
- оперативное
регулирование объема и номенклатуры производства, позво
ляющее
приспосабливаться к ежедневным и ежемесячным изменениям в
количестве
и номенклатуре спроса;
- обеспечение очень
высокого уровня качества («ноль дефектов»), дающее
возможность организовать
снабжение каждой последующей операции без
дефектными деталями со стороны смежников;
Рис. 2.10 Целевая направленность управления производством японских промышленных компаний
- активизация персонала в направлении снижения
издержек.
Непрерывность процесса производства
продукции, адаптация к изменениям спроса по количеству и номенклатуре продукции достигались с помощью
внедрения
двух подсистем управления: «точно в срок» (или «точно вовремя») и автономизация
рабочего участка (или рабочего места), при которой каждый работник
обеспечивает не только производство, но и самостоятельный контроль за браком.
Автономизация рабочего участка (реализуемая через создание самоуправляемых бригад)
или рабочего места способствует исключению поступления дефектных деталей на
последующие стадии производства и тем самым предотвращает сбой в
производственном процессе.
Кроме того, для повышения гибкости, компания внедрила две другие подсистемы управления: подсистема гибкого использования рабочей силы, дающая возможность изменения численности рабочих в зависимости от колебаний спроса, и подсистема развития творческого мышления персонала.
Для внедрения вышеперечисленных четырех подсистем управления «Тоета» вынуждена была решить следующие производственные задачи:
- внедрить систему канбан как необходимое
условие обеспечения производ
ства «точно в срок»;
- обеспечить
бесперебойное производство для приспособления к изменениям
спроса;
- уменьшить время
переналадки оборудования для сокращения общего вре
мени производственного цикла;
- провести нормирование
работ для обеспечения сбалансированности про
изводственных
операций;
- обеспечить гибкость
производства за счет внедрения соответствующих схем
размещения
производственного оборудования и использования рабочих,
владеющих несколькими
профессиями;
- активизировать деятельность кружков качества и использовать
системы
поощрения для сокращения численности
рабочей силы и повышения тру
довой морали;
- обеспечить визуальный контроль в сочетании с
автоматизированным конт
ролем качества продукции на каждом
рабочем месте;
- внедрить
систему комплексного управления качеством в рамках всей ком
пании и др.
2.4.7.3.1.1. ВЗАИМОСВЯЗЬСИСТЕМ«ТОЧНОВСРОК»ИКАНБАН
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.