Планирование распорядка дня президентами крупных корпораций. Применение централизованных и децентрализованных процедур планирования, страница 14

Это очень важно учитывать при определении общих целей компании. Например,

когда «ЗМ» говорит о 25% новых изделий в выпускаемом ассортименте и об

определенной норме прибыли, то только как о средних показателях. Могут быть

предтриятия, которые выпускают лить 5% новых изделий. И ясно, что больше

вкладывать средства в соответствующую отрасль нецелесообразно. Одновременно могут быть предприятия, где выпускается 80% новых изделий. Именно таким образом складываются общие показатели корпорации.

Планирование в «ЗМ» характеризуется непрерывностью и тщательной увяз-кой текущих и перспективных (стратегических) планов. В 1982 г. был создан комитет стратегического планирования, включавший в разные годы 12 — 15 высших управляющих компании. В него вошли руководители секторов (каж-дый из которых объединяет несколько групп отделений), специалисты по финансам, технологии и маркетингу. Цель деятельности комитета заключается в том, чтобы представить себе компанию «ЗМ» в будущем приблизительно на период 10 — 15 лет вперед. Чтобы это сделать, эксперты должны анализи-ровать текущие факторы и формировать перспективный план. Объем готовя-щийся информации различен на каждом уровне. По мере того, как она подни­мается к корпоративному руководству, остается лишь 7—8 строчек основных данных. Руководство компании получает небольшие, сконцентрированные ин-

формационные справки. Корпоративные решения, принимаемые на высшем уров-

не. касаются прежде всего распределения ресурсов, характера и направлений

диверсификации фирмы. Причем речь здесь идет не о конкретных изделиях, а

о распределении предприятий по основным отраслям. Считается, что у «ЗМ»


сейчас удачная диверсификация, так как достаточно много предприятий нахо­дится в перспективных отраслях. Каждый раз, когда формируется портфель стратегических планов, приходится менять многое и в системе управления.

Для практической реализации стратегического планирования в «ЗМ» были созданы стратегические хозяйственные центры (СХЦ), которые включили отделения, работающие на одни и те же рынки или конкурирующие с одни­ми и теми же компаниями. Всего в компании более 20 таких центров, отлича­ющихся друг от друга по масштабам операций. В СХЦ может входить одно или несколько отделений, относящихся иногда к разным секторам. Так, в СХЦ медицинского оборудования включены отделения медицинских, хирургичес­ких и ортопедических изделий, входящие в сектор медицинской продукции, а также отделение, выпускающее пленку для рентгеновской аппаратуры, кото­рое входит в сектор информационной технологии.

Разработка перспективного плана начинается в производственных подраз­делениях по заданиям, полученным от стратегических хозяйственных центров. На основе первичной информации, поступившей из подразделений, сотрудники СХЦ исследуют, в какой стадии развития (становление, рост или зрелость) находится рынок, характер конкуренции на нем (определяется ли она новиз­ной технологии, ценой или же сочетанием обоих критериев), вероятные изме­нения в характере спроса.

Результаты анализа поступают руководству секторов, корректируются и пе­редаются в комитет стратегического планирования. Основная задача комитета — проранжировать СХЦ по приоритетности для инвестиционной программы. Ко­митет при этом учитывает два основных критерия — конкурентные позиции отделений, входящих в каждый СХЦ, и степень их (отделений) важности для корпорации в целом. Кроме того, принимается во внимание степень конкуренции со стороны других компаний, а также долгосрочные перспективы развития тех отраслей, с которыми связана деятельность отделений.

В конечном итоге комитет стратегического планирования представляет со­вету директоров свои оценки состояния и перспектив развития корпорации, а также рекомендации относительно инвестиционной программы. Решения по этим вопросам принимает совет.

На общем собрании управляющих в начале третьего квартала решения совета директоров доводятся до руководителей СХЦ. Те в свою очередь пере­дают в низовые подразделения информацию, необходимую для разработки оперативных (на год-два) планов развития подразделений с учетом вырабо­танной корпорацией стратегии.

В конце третьего — начале четвертого квартала производственные подраз­деления уточняют свои бюджеты, приводя в соответствие оперативные и стратегические планы, и передают разработанные оперативные планы в коми­тет стратегического планирования. В первом квартале начинается новый цикл планирования производственной деятельности.

Подобная процедура обеспечивает увязку оперативного и перспективного планирования и быстрое реагирование на изменение требований рынка.

У «ЗМ» имеется некоторый негативный опыт, о котором также следует упо­мянуть. Речь идет о ловушках планирования. Главная ловушка — увлечение самим процессом планирования в ущерб его содержанию. Форма может подменить суще­ство дела. Отсюда вывод: нельзя тратить на планирование слишком много време­ни. Нужно планировать качественно, но с наименьшими затратами времени. Очень легко также пойти по пути тех прожектов, которые предприятие не мо­жет осуществить. Поэтому планирование должно быть реалистичным. Фирма считает, что план для любого предприятия должен быть написан на нескольких листах бумаги. Объемистый план, как правило, перенасыщен деталями, учет кото-


рых на уровне корпорации не обязателен. Важно, чтобы план был гибким, под­вижным, допускал внесение необходимых корректив. Как было отмечено ранее, при составлении планов фирма рассматривает 2 различных временных горизон­та. Существует оперативный план, который рассчитывается на 1-2 года и являет­ся довольно подробным. В стратегических планах берется срок 5-15 лет. Период зависит от конкретной отрасли. Это — своего рода картографирование будущего. Фирма определяет все важнейшие события, которые произошли в отрасли, и все события, которые, как ожидается, должны произойти, размечает эти явления во временном пространстве. Затем собирает опытных специалистов и пытается оп­ределить на будущее сценарий. Поскольку невозможно предсказать конкретные изделия, которые будут использоваться в будущем, стратегическое планирование имеет тенденцию заниматься тем. что хорошо известно уже сейчас (прежде всего вобласти технологий).