Примером изменения системы долгосрочного планирования может служить компания «Хитати». Она начала применять долгосрочные планы в 1958 г. для оценки заказов на тяжелое оборудование, а в 1960 г. основными разделами плана стали инвестиции и финансирование. В 1967 г. акцент сместился на разработку базовой стратегии методом «сверху вниз». В ходе нефтяного кризиса долгосрочное планирование было заморожено, но в 1975 г. возобновилось с акцентом скорее на базовой стратегии, а не на финансовых показателях, и чаще методом «сверху вниз» либо интерактивным, чем просто путем сведения воедино отдельных заданий. Корпорация поставила во главу угла стратегические решения.
Таблица 2.8
Трансформация системы долгосрочного планирования за период 60-70-х годов
Плановик одного из отделов «Хитати», производящих товары длительного пользования, говорот, что в прежние времена разработка новых продуктов не опиралась на базовые стратегии и чаще всего была специальной для каждого продукта. Когда другие компании разрабатывали пользующиеся успехом новые товары, торговые агенты «Хитати» требовали производства таюгх же. И компания начинала спешно их проектировать. Не имея долгосрочной стратегии, компания вынуждена была во многих случаях плестись позади своих конкурентов. Когда же у нее есть базовая стратегия, она может идти собственным путем.
Плановик международного отдела компании «Мацусита» придерживается того же мнения. Система планирования «Мацуснты» прошла через множество изменений как и в случае с «Хитати». В одной компании во время нефтяного кризиса планирование было приостановлено. Однако затем оно возобновилось в виде количественного финансового планирования, а позднее — как стратегическое. Ранее решение об инвестировании капитала за рубежом чаще всего было специальным для каждого случая, хотя компания ориентировалась на перспективу. Теперь же в долгосрочном плане заложена долгосрочная стратегия компании, определяющая, какой продукт приемлем для той или иной сферы производства и какова должна быть доля производства за рубежом, внутри страны и доля экспорта.
2.4.6. СТРАТЕГИЧЕСКОЕПЛАНИРОВАНИЕ
Внутрифирменное стратегическое планирование стало одним из наиболее серьезных управленческих новшеств в условиях динамичного развития научно-технического прогресса.
Системы стратегического планирования в корпорациях призваны решать центральные задачи предпринимательской деятельности: прогнозировать развитие внешних (по отношению к корпорации) условий хозяйствования; определять место, которое должна будет занять корпорация в хозяйственной системе: формулировать стратегию достижения згой цели. Такой подход практиковался при принятии стратегических решений и раньше. Но, как правило, решения эти принимались без предварительного анализа и скорее на основе опыта и интуиции высших руководителей корпораций. В условиях же увеличения размеров корпораций, усложнения их хозяйственных операций и связей, усиления воздействия на них со стороны государства и общества на повестку дня встала задача разработки более формализованного подхода к принятию стратегических решений. К началу 70-х гг. более 3/4 крупнейших американских корпораций использовали системы стратегического планирования.
В 70-е гг. роль линейных управляющих крупных американских корпораций в стратегическом планировании была вспомогательной. Время от времени их привлекали к выработке стратегических планов развития тех конкретных подразделений, которые они возглавляли. Однако принципиальные вопросы находились в компетенции президента и специалистов в области планирования, которые занимались распределением имеющихся у корпорации ресурсов (финансовых и др.) по подразделениям в соответствии со стратегией корпорации. Как правило, общий объем ресурсов ниже, чем суммарная потребность в них линейных подразделений. Для решения этой проблемы использовался комплексный подход, включавший не только выработку концепции перспективного развития корпорации, но и многосторонний анализ финансовых показателей подразделений, оценку их потенциальных возможностей, анализ будущей прибыли на вложенный в различные проекты капитал и т.п. Кроме того, стратегическое планирование
включало решение вопросов, не связанных напрямую с деятельностью име-ющихся в корпорации подразделений (например, возможность выпуска совершенно нового типа продукции, выхода на новый рынок и т.п.). В связи с достаточно узкой специализацией линейных управляющих считалось, что их вклад в решение подобных проблем не может быть значимым [13 ].
В 80-е гг. в США наблюдается процесс децентрализации ответственности
за стратегическое планирование. Оно перестает быть отдельной обособленной
функцией, выполняемой специалистами именно в данной области. Попытки
преодолеть низкую эффективность стратегического планирования, вызванную некомпетентностью плановиков в практических вопросах управления бизнесом инегативным отношением к ним со стороны линейных управляющих, привели к перераспределению власти в корпорациях, в частности, за плановую деятельность. Функции плановиков все в большей степени берут на себя линейные управляющие. Это новое поколение плановиков обладает достаточно хорошей профессиональной подготовкой, полученной в школах бизнеса, а так-же в результате накопления практического опыта в течение совместной работы с плановиками в предыдущие годы и т.п.
С организационной точки зрения стратегическое
планирование призвано играть двоякую роль: служить связующим звеном между
организацией и ее внешней средой, обеспечивающим соответствие деятельности и ее
результатов вне-шним условиям ее функшюнирования, и выполнять шггефируюшую
роль, то есть обеспечивать скоординированное выполнение всех видов деятельности,
направ-ленных
на формирование и достижение целей организации. В процессе стратеги-ческого
планирования происходит разработка целей и задач фирмы, определяются стратегии их достижения и распределения ресурсов в
соответствии с
установленными целями и выбранными
стратегиями. Таким образом, главным результатом планового процесса являются принятие
инвестиционных решений по всем направлениям хозяйственной деятельности фирмы. Процесс
стратегическо-го планирования в крупной диверсифицированной корпорации, имеющей много-звенную систему
управления, обычно включает несколько циклов взаимоувязки целей и стратегий разных
иерархических уровней, их детализацию и трансформа-цию в планы-бюджеты
(таблица 2.9) [13].
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.