Гибкость позволяет фирмам легче приспосабливаться к быстро меняющимся условиям, извлекать пользу из любых обстоятельств. Так, в каждом отделении фирмы General Electric принято ежегодно составлять памятки небольшого объема (1 машинописная страница) на предстоящие 24 месяца с перечислением
Таблица 2.14
Зависимость характера планирования от типа компании
ожидаемых благоприятных и неблагоприятных обстоятельств. Задача руко-
водства — подготовить отделение к возможным переменам. Когда появилась
возможность создавать совместные предприятия с венгерскими фирмами, General
Electric потребовалось всего 2 месяца для оформления сделки с компанией
Tungsram — крупнейшим венгерским поставщиком электроосветительных при-
боров. Дело в том, что возможность такой сделки в течение нескольких лет
значилась в памятке соответствующего отделения фирмы.
В некоторых случаях организационная структура фирмы может отрицательно влиять на ее гибкость и затруднять решение ее стратегических задач. Чтобы этого не происходило, на фирме General Electric делаются попытки ликвидировать формальные границы, препятствующие свободному обмену технологиями и информацией между отделениями. В результате, например, новая рентгеновская установка, разработанная отделением медицинского оборудования, применяется в других отделениях для выявления внутренних дефектов выпускаемой продукции.
У отдельных фирм реализация более гибких подходов к разработке своих планов на будущее проявляется в обновлении концепции обслуживания и удовлетворения нужд потребителей. При этом придерживающийся такой точки зрения менеджер по проблемам совершенствования деятельности фирмы ОСАМ Ltd. считает, например, что для обеспечения большей гибкости необходимо дополнить идею достижения успеха путем совершенствования обслуживания потребителей следующими важными элементами:
- Непрерывное
совершенствование деятельности за счет постоянного по
вышения
качества продукции и услуг и за счет последовательного и
активного
реагирования на изменение рынка и ожиданий потребителей.
- Сокращение сроков
обслуживания потребителей. В эпоху непрерывных
перемен
время стало ценным фактором как для фирм-поставщиков, так и
для их потребителей.
Потребитель сегодня требователен и нетерпелив. Он
не склонен долго ждать разработки новых или
улучшенных модификаций
уже существующих изделий. Фирмы,
которые не идут в ногу с прогрессом,
не успевают быстро реагировать на
изменения требований рынка, упускают
возможности, снижают объем продаж, а их потребители обращаются к другим поставщикам.
- Сосредоточение
внимания на трудовом процессе. При высокой динамично
сти
перемен фирмам необходимо добиваться постоянного ускорения тру
дового
процесса, устранения бюрократической волокиты и достижения
большей гибкости, то есть
способности быстро реагировать на происходя
щие перемены.
- Предоставление работникам большей свободы
действий. Фирмы все боль
ше и больше сознают, что иерархические
структуры слишком бюрократич
ны и громоздки и не способны к
быстрому совершенствованию услуг,
необходимых потребителям. Вследствие
этого такие структуры модернизи
руются, а работникам предоставляется возможность брать на себя больше
полномочий, вносить необходимые изменения в трудовой процесс и объе
диняться в самоуправляемые группы,
ориентированные в своей работе на
удовлетворение нужд потребителей.
- Установление более
тесного взаимодействия с потребителями. Некоторые
из
наиболее передовых фирм добиваются улучшения взаимодействия с
потребителями
и используют системы обратной связи для повышения
качества
своих изделий и услуг. Это совершенно оправданно, так как вы
пуск изделия, не
представляющего достаточный интерес для потребителя,
оборачивается значительными убытками. При
этом фирмам приходится не
только повышать качество изделий и
услуг, но и добиваться снижения
издержек производства.
В новых условиях фирмам приходится менять традиционно жесткую финансовую политику по отношению к своим отделениям, являющимся основной хозяйственной единицей, на более гибкую. Ранее эта политика основывалась лишь на текущем положении на рынке выпускаемой продукции и допускала три варианта действий: или осуществление вложения средств в отделение,
или получение от него максимальной прибыли, или полная ликвидация отделения из-за его бесперспективности. Именно такая упрощенная политика привела, например, к тому, что американские фирмы прекратили выпуск цветных телевизоров, как только появились признаки насыщения рынка этой продукцией. В выигрыше остались те немногие фирмы, которые не ликвидировали соответствующие отделения. Теперь они активно действуют на бурно развивающемся рынке видеомагнитофонов и видеокамер, а в перспективе планируют выпускать телевизионные приемники высокой четкости (ТВЧ).
От стратегического мышления руководителей фирм в современных условиях требуется все большее умение сосредоточиваться на решении главных для фирмы проблем. Выбор основной задачи фирмы во многом определяет результаты деятельности. В начале 80-х гг., например, фирма Intel (крупный поставщик полупроводниковых приборов) поставила перед собой задачу добиться лидирующего положения как на мировом рынке микропроцессоров, так и полупроводниковых запоминающих устройств (ЗУ). Только в 1985 г. после нескольких поражений, нанесенных конкурирующими японскими фирмами, Intel прекратила выпуск динамических ЗУПВ и сосредоточилась на производстве микропроцессоров. По признанию руководителей фирмы, фактическое положе-ние дел позволило уже в 1983 г. принять подобное решение. Однако из-за декларированной стратегической задачи это не было вовремя сделано. Новая цель фирмы — стать лидирующим поставщиком микропроцессоров — более реалистична. Выбрав основное направление деятельности, фирма ищет также другие возможности. Так, в ограниченных масштабах ведется выпуск ПЭВМ, которые продаются потребителям продукции фирмы Intel, в том числе фирмами AT&T и Unisys под их торговыми марками [17,18].
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.