Производство необходимых деталей в необходимых количествах, поставляемых в нужное место и нужное время обозначается термином «точно в срок» (just-in-time). Он означает, например, что в процессе сборки автомобиля необходимые для этого детали, производящиеся в ходе других процессов, должны поступать к конвейерной линии в необходимое время и в необходимом количестве. Если система «точно в срок» действует на всей фирме, она позволяет устранить становящиеся ненужными запасы материалов, делая бесполезными также складские запасы и сами склады. Затраты на содержание запасов уменьшаются, и норма капиталооборота растет.
Однако практика показала, что чрезвычайно трудно реализовать систему «точно в срок» на всех этапах производства, полагаясь исключительно на методы централизованного планирования, которые определяют производственные графики сразу для всех стадий производства. Чтобы избежать эти трудности, в компании «Тоета» планирование производственного процесса происходит в обратном порядке. Рабочие, выполняющие определенный процесс, получают по их требованию необходимые им детали с предшествующего процесса производства в нужное время и в нужном количестве. При этом на предшествующем участке произ-
водства должно быть произведено только такое количество продукции, которое необходимо для замещения изъятого количества.
Тип и количество требуемых изделий заносятся на карточку, называемую кан-бан. Канбан адресуется рабочим предшествующего производственного участка. В результате многие участки на предприятии оказываются связанными друг с другом напрямую оперативным планированием. Эти связи позволяют лучше контролировать необходимое количество выпускаемой продукции. Короче говоря, канбан является информационной системой, позволяющей оперативно регулировать количество продукции, производимой на различных стадиях производства. Карточка канбан обычно имеет прямоугольную форму и вкладывается в пластиковый конверт. Распространены два вида карточек: отбора и производственного заказа. В карточке отбора указывается количество деталей, которое должно быть взято на предшествующем участке обработки и передано на последующий участок, в то время как в карточке производственного заказа указывается количество деталей, которое должно быть изготовлено на предшествующем участке производства. Эти карточки циркулируют как внутри предприятий компании «Тоета», так и между корпорацией и сотрудничающими с ней компаниями, а также на предприятиях филиалов.
Таким образом, карточки канбан несут информацию о расходуемых и производимых количествах продукции, что содействует обеспечению производства «точно в срок». Однако без выравнивания производства, нормирования работ и ряда других мероприятий систему канбан как и систему «точно в срок» очень трудно реализовать.
2.4.7.3.1.2. ВЫРАВНИВАНИЕПРОИЗВОДСТВАКАКНЕОБХОДИМОЕУСЛОВИЕ ВНЕДРЕНИЯСИСТЕМКАНБАНИ«ТОЧНОВСРОК»
Выравнивание производства является наиболее важным условием применения системы канбан, а также обеспечения минимальной потери времени рабочих и сокращения простоев оборудования.
При системе канбан на последующий участок производства поступают необходимые детали в нужное время и в требуемом количестве. При этом, если для какого-либо процесса производства детали будут поступать в разные промежутки времени или неравными по количеству партиями, то на предшествующем этапе производства должно быть задействовано столько оборудования и рабочей силы, чтобы можно было удовлетворить максимальный спрос. Более того, там где используется много последовательных операций, количество деталей, отобранных для каждой последующей операции по мере удаления от первичного производственного процесса, возрастает при вхождении одних и тех же деталей в разные узлы. Во избежание больших отклонений в количестве производимых деталей на всех этапах производства, а также получаемых от внешних поставщиков, необходимо свести к минимуму колебания выпуска продукции на конечной линии сборки. Поэтому со сборочного конвейера, который является конечным процессом на фирме «Тоета», должны сходить минимальные партии каждой модели автомобиля, реализуя идеал штучного производства и доставки. Иными словами, различные типы автомобилей должны собираться один за другим в соответствии с дневным объемом производства каждого типа. Линия сборки должна будет также получать с предшествующих участков необходимые детали малыми партиями.
В результате сбалансированность (или выравнивание) производства сводит к минимуму различие в требуемом количестве деталей на всех этапах и операциях и позволяет производить детали на смежных линиях с постоянной скоростью или в заданном количестве в течение часа.
Поясним процесс выравнивания производства на примере. Предположим, что имеется сборочная линия производительностью 10 тыс. автомобилей модели
«Корона», которая функционирует 20 дней в месяц по 8 часов. При этом на 10 тыс. автомобилей должно быть произведено 5 тыс. автомобилей с кузовом типа «седан», 2,5 тыс. спортивных автомобилей типа «хардтоп» и 2,5 тыс. машин типа «универсал». Если разделить это количество на 20 рабочих смен, то ежедневно будет выпускаться 250 «седанов», 125 «хардтопов» и 125 «универсалов». Этой есть сбалансированное производство, выравненное по ежедневному количеству автомобилей каждого типа. Следовательно, автомобили должны сходить с конвейера, исходя из среднего времени сборки одного автомобиля независимо от модели, через 0,96 мин. (480:500), или через 57,5 секунд.
Правильное соотношение моделей и последовательность их производства могут быть определены путем сравнения фактического цикла сборки любой кузовной модификации модели «Корона» с максимально допустимым (для изготовления автомобиля данной модели) временем. Например, максимальное время производства одного «седана» определяется делением времени одной смены (480 мин.) на число автомобилей, изготавливаемых за смену (250). В данном случае максимальная затрата времени составляет 1 мин. 55 сек. Это означает, что эта модель может и будет сходить с конвейера через 1 мин. 55 сек.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.