Планирование распорядка дня президентами крупных корпораций. Применение централизованных и децентрализованных процедур планирования, страница 11

мы во всем мире применяли при прогнозировании методы экстраполяции. Понятно, что в прогнозах, полученных этими фирмами, не содержалось никаких предварительных признаков предстоящего кризиса. Выбор метода изучения внешней среды представляет собой решение огромной важности. Ошибка может стать причиной стратегической близо-рукости фирмы и привести к запоздалым действиям на изменения во внешней среде.

2.4.6.2. ОЦЕНКАДОСТОВЕРНОСТИЭКОНОМИЧЕСКИХ ПРОГНОЗОВ

Усиливающаяся конкуренция между промышленными фирма-ми способствует росту спроса на услуги исследовательских и прогности­ческих компаний. По мнению специалистов, пользователям услуг этих мно-гочисленных и весьма разнообразных компаний следует иметь информацию об их специализации, применяемой методологии прогнозирования, а также о степени достоверности и добросовестности исследований. Опыт показал, что причиной составления неправильного прогноза часто являются трудности оценки рынка промышленной продукции, в изготов-лени которой применялись новые технологии, поскольку отсутствуют 6а-зовые статистические данные об объемах производства (продаж) за пред-шествующие годы. Прогнозирование роста объема продаж нового поколения телевизоров высокой четкости, например, зависит от столь многих допуще-ний (ценообразования, технических стандартов, сроков получения призна-ниярынка и т.д.), что вероятность ошибки при этом очень высока. Прогнозы в области сформировавшихся рынков, например, рынков персо-налъных ЭВМ в 90-е гг. могут оказаться менее точными, чем  аналогичные прогнозы десятилетней давности. Это объясняется тем, что ранее спрос на относительно новую радиоэлектронную продукцию отличался стабильным рос-том и опережал тенденции общего экономического развития и рынка в це-лом. В связи с этим, графики прогнозов в растущих секторах рынка впослед-ствии оказались довольно близкими к фактическим данным. По мере развития и насыщения рынков точность прогнозирования начинает снижаться. В настоящее время в различных странах насчитывается большое количество прогностических и консультативных фирм, многие из которых спе-циализируются на каком-либо определенном виде исследований. Некоторые

из них составляют обзоры и выполняют исследования для широкого круга

пользователей. Стоимость таких работ невелика от 500 до 1 тыс.долл.

Эти работы часто проводятся посторонними, не состоящими в штате фир-

мы исследователями. Поэтому их качество может быть невысоким. Обычно

исследование таких фирм представляет простой набор данных. В них от-

сутствуют необходимые выводы и рекомендации, а прогнозы слишком оп-

тимистичны, поскольку хорошие прогнозы способствуют сбыту большого

количества экземпляров исследования. Специалисты считают, что пользо-

ваться такими работами следует с осторожностью, хотя они приемлемы,

когдa требуется получить недорогую информацию о фактическом положе-

нии на рынке. Осуществление пользователем собственных исследований в

этой области обошлось бы ему значительно дороже. Такого типа исследо-

вания осуществляет, например, американская фирма Frost & Sullivan.

Фирмы Dataquest, International Data Corp. (IDC) и Sears проводят исследования различных типов силами своих штатных специалистов. Поэтому качество их работы, как правило, выше, чем у компаний, нанимающих исследователей со стороны. Услуги этих фирм в области прогнозирования обычно реализуются по договору с заказ-чиком, а их стоимость весьма значительна — от 10 до 50 тыс.долл.


Фирмы Arthur D-Little и Boston Group специализируются на консультаци­ях управленческого персонала и поставляют крупным компаниям данные ис­следований в области потребительского спроса, анализа тенденций рынка и рыночной стратегии.

Некоторые консультативные фирмы исследуют узкие секторы рынка, на­пример, компания VLSI специализируется на изучешш рынка полупроводни­ковых приборов, а фирма Rose Associates — материалов для электроники. Ком­пании Stanford Resources и Prime Data исследуют соответственно рынки дисплеев и контрольно-измерительных приборов.

Кроме того, функционирует большое число мелких консультативных фирм, количество которых возрастает в периоды спада, так как в это время крупные компании сокращают работников отделов по изучению рынка. Уволенные спе­циалисты, как правило, с большим стажем и опытом исследовательской рабо­ты вынуждены открывать свои мелкие фирмы.

Некоторые крупные фирмы для облегчения ориентации среди многочис­ленных исследовательских и консультативных компаний выделяют специаль­ный персонал, занимающийся координацией и планированием исследований рынка. Например, на фирме Hewlett-Packard силами такого персонала ежегод­но составляется справочник по компаниям, занимающимся исследованием по­ложения на рынке. В этом списке даются сведения о 100 ведущих в этой области фирмах, которые подразделяются по 60 различным параметрам, вклю­чающим стоимость выполняемых работ, своевременность и достоверность дан­ных, применяемую при исследованиях методологию и т.д.

Фирмам-пользователям прогностических услуг эксперты рекомендуют мак­симально четко определять ставящуюся задачу. Это резко сужает круг потен­циальных поставщиков таких услуг и облегчает их окончательный выбор. Кроме того, фирмам следует определять стоимость необходимой информации и соотносить ее со своими финансовыми возможностями. Большое внимание следует уделять достоверности исходных данных, используемых исследова­тельской фирмой, и ознакомлению с применяемой при составлении прогноза методологией. Отказ прогностической фирмы представить эти данные может служить основанием заподозрить ее в нарушении этических норм.