В статистике внешней торговли индексный метод чаще всего используется для изучения изменений товаропотока во времени. Для применения индексного метода информационная база должна содержать данные по каждому признаку или показателю по крайней мере за два периода времени: за изучаемый, текущий (отчётный) и за более ранний или предыдущий (базисный) по каждому товару или группе товаров.
Индексы внешней торговли решают комплекс разнообразных задач:
1. Индексы оценивают достигнутый уровень развития внешней торговли по конкретному товару или группе товаров;
2. Индексы позволяют оценить уровень развития экспорта и импорта в целом;
3. С помощью индексов можно изучать изменения физических объёмов и цен по разным товарам или товарным группам;
4. Индексы позволяют изучать изменение стоимостных объёмов товаропотока и влияние на изменение стоимости изменения цен и количества товаров;
5. Индексы позволяют изучать факторы, влияющие на изменение средневзвешенных цен товара;
6. Индексы позволяют оценивать условия внешней торговли страны в целом и решать другие задачи.
6.3. Система индексов статистики внешней торговли. Общие
принципы построения индексов физического объема, цен и стоимости.
Виды индексов
При изучении внешней торговли используются различные виды индексов. Наиболее важными можно считать:
- индекс стоимости;
- индекс цен;
- индекс физического объёма;
- индексы условий внешней торговли, к которым относятся: индекс реальных условий торговли, индекс общих условий торговли, индекс покупательной способности экспорта и др.
Все индексы внешней торговли строятся исходя из взаимосвязи стоимости товара, его цены и количества (физического объёма). Для изучения изменений конкретной товарной позиции по одной единице совокупности используются индивидуальные индексы стоимости
физического объёма
и цен
Эти индексы увязываются в систему мультипликативного вида:
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.