Курс лекций по таможенной статистике, страница 22

- сальдо внешнеторгового оборота.

      Первые три показателя имеют как натурально-вещественное, так и стоимостное выражение. Сальдо внешнеторгового оборота, представляющее собой разность стоимости экспорта и стоимости импорта страны, имеет только стоимостное выражение.

      Натурально-вещественный объём показателей внешней торговли рассчитывается по весу «нетто» в килограммах или тоннах. Стоимостной объём указанных показателей рассчитывается по статистической стоимости, которая является статистической оценкой учёта экспорта и импорта товаров. Начиная с 1992 г. статистическая стоимость определяется путём пересчёта стоимости товаров в доллары США по курсу Центрального Банка России на день принятия ГТД к таможенному оформлению (подробнее см. лекция 7 вопрос 1).

      Для более подробного изучения внешней торговли указанные четыре показателя недостаточны. Их необходимо дополнить показателями структуры

внешней торговли, например, удельным весом (долями) экспорта или импорта в общем объёме внешнеторгового оборота, долями той или иной товарной группы в объёмах экспорта или импорта, долями той или иной страны в общем объёме внешнеторгового оборота и т.д. Система показателей внешней торговли будет неполной, если в ней не будут отражены индексные показатели. Например, индексы стоимости, физического объёма и цен внешней торговли, а также индексы, отражающие условия внешней торговли страны, такие как индексы общих условий торговли, индексы реальных условий торговли, индексы покупательной способности экспорта и др. Важное значение в статистике

внешней торговли имеют средние величины, которые также являются обобщающими характеристиками изучаемой совокупности, прежде всего это средние цены конкретных товаров, средние объёмы, приходящиеся на единицу совокупности и т.п.

      Для решения специальных задач в таможенной статистике внешней торговли используются специальные виды статистических показателей, такие как абсолютные и относительные показатели размеров вариации, показатели формы распределения, центра распределения, показатели динамики, колеблемсти, показатели тесноты и силы связи, аппроксимации и др. При анализе внешней торговли важное значение имеет комплексный подход к формированию системы показателей, в которую должны быть включены разные виды показателей. Их сочетание резко расширяет аналитические возможности каждого показателя в отдельности и системы в целом.