Психология сновидений. Изучение сновидений в разных направлениях. Культурно-исторические аспекты проблемы сновидений. Психологический подход к работе со сновидениями, страница 8

Некоторые авторы полагают, что преобладание в сновидениях игры образов свидетельствует о более активной работе правого полушария мозга. Однако, нейрофизиологические исследования показываюI1, что во время БДГ-сна активны оба полушария. Кроме того, изучались люди, перенесшие удаление обширных участков мозолистого тела, структуры, связывающей между собой оба полушария мозга. Не было обнаружено свидетельств в пользу преобладания одного из полушарий в порождении зрительных образов сновидений.

Нейрофизиологи Дж. Хобсон и Г. Маккарли высказали гипотезу о том, что образы сновидений порождаются в результате синтеза информации, возникающей при активации моторной и сенсорной зон коры. Их точка зрения состоит в том, что сновидения это непосредственное отражение синтеза, Таким образом, мозг сначала активизируется изнутри, а затем синтезирует информацию, формируя сновидения. Иными словами, по мнению этих авторов, сновидения - это сказки, которые мозг рассказывает сам себе, чтобы придать смысл возникающим во сне беспорядочным всплескам нейронной активности. Хобсон и Маккарли также отмечали, что внешние раздражители могут включаться в содержание сновидений. Так, возникающие во внешнем окружении изменения освещенности, звукового фона и температуры могут влиять на сновидения. Иногда сновидящие слышат звук якобы дверного звонка, тогда как пробуждаются от звона будильника. Повышение температуры в комнате может переместить место действия в знойную пустыню и т.п.

Однако с психологической точки зрения можно утверждать, что нейрофизиологические факторы определяют лишь состояние, в котором обычно происходит процесс сновидения, по не его содержание. По-видимому, содержание сновидений определяется событиями текущей жизни и их связью с прошлым опытом субъекта, а не беспорядочными всплесками нейронной активности.

Другой позиции, по сути экзистенциальной, придерживается Г. Глоубс. Он полагает, что сновидения и бодрствование представляют собой два полностью равноправных способа бытия. Он рассматривает процесс сновидения как фундаментальную творческую деятельность, присущую самой человеческой природе. Беспорядочные искры нейронной активности как бы включают зажигание и запускают механизм сновидения, В это время страхи и желания из области подсознания получают преимущество и могут развернуться в полную силу, но нервная стимуляция лишь инициирует сновидение, в то время как его природа не случайна, сновидение наполнено смыслом.

Одно из направлений исследований сосредоточено на взаимосвязи БДГ-сна и познавательной деятельности. Некоторые эксперименты показывают, что сновидения могут помогать людям решать проблемы, которых они избегают, не принимают в расчет или не могут решить в повседневной жизни. Соединив вместе клиническую практику и лабораторные исследования, Монтегю Ульман особо выделил адаптивную роль процесса сновидения  как средства  поддерживать бдительность  в  период сна.   БДГ-сон  способен обеспечивать оценку и создавать хорошую адаптацию к тем обстоятельствам дневной жизни, которые воспринимаются как угрожающие.

Согласно М. Ульману, содержание сновидений имеет три основополагающих источника: биологический, психологический и культурный. Все эти три источника следует принимать во внимание при работе со сновидениями.

М.Ульман резюмировал принципы работы со сновидениями следующим образом:

- сновидения являются сообщениями, приходящими из внутреннего мира, которые раскрывают определенную информацию о жизни сновидящего;

-  способность   сохранять    в    памяти    сновидение   свидетельствует   о    готовности встретиться с содержащейся в нем информацией;

- в сновидении может содержаться противоречивая и конфликтующая информация, и принятие ее будет служить психотерапевтическим целям  и способствовать достижению целостности субъекта;

- любой, достаточно мотивированный и заинтересованный человек, может обучиться работе со сновидениями.