Психология сновидений. Изучение сновидений в разных направлениях. Культурно-исторические аспекты проблемы сновидений. Психологический подход к работе со сновидениями, страница 6

Своим утверждением о возможности истолкования сновидений Фрейд пробивал брешь в господствующем мировоззрении своего века. В ответ на точку зрения современных ему философов и психиатров, считавших сновидения "фантастикой", З.Фрейд заявил: "Я считаю своим долгом заявить, что сновидения действительно имеют значение, и действительно возможем научный метод их толкования". Согласно З.Фрейду, сновидения несут функцию "исполнения желаний". Сырым материалом для них служат недавние переживания, события минувшего дня. З.Фрейд называл эти элементы "дневными остатками", которые в процессе обработки становятся конечным продуктом сновидения - завершенным, причудливо организованным содержанием. Хотя "дневные остатки" представляют собой незначительные события, З.Фрейд предположил, что они являются ширмой для маскировки чего-то большего, а именно - социально неприемлемых импульсов и желаний, Отсюда вывод: сновидение помогает сохранению психологического равновесия, давая отдушину для беспокоящих мыслей и чувств, когда видящий сон человек наиболее открыт для вторжения бессознательного психического материала. Кроме того, 3. Фрейд разграничил "фасадный" и "скрытый" уровни содержания сновидений: первый - замаскированный смысл, то есть го, как сновидение излагается самим сновидцем; второй - истинное значение сновидения, выявляемое во время психоаналитических сеансов.

А. Адлер считал, что "дневные остатки" важны сами по себе, так как отражают дневные заботы индивида. Поэтому функцией сновидения является скорее проработка задач, привнесенных из повседневной дневной жизни, нежели избавление от тех проблем, которые подавлены и вытеснены в подсознание. А.Адлер считал, что проблемы индивида предстают перед ним открыто, тогда как по Фрейду, они должны маскироваться. Кроме того, А.Адлер ратовал за неразрывность ночной и дневной сторон психики. По его убеждению, сновидения выявляют тот стиль жизни, который присущ индивиду, т.к. сновидения являются частью манеры мыслить. Поскольку сновидение является творением того, кто видит, оно должно отражать личность индивида. Отсюда и мысль А.Адлера о том, что у сновидений вполне ясная цель - поиск решения проблем теми способами, которыми пользуется индивид в повседневной жизни. По мнению и З.Фрейда, и А.Адлера, люди, успешно функционирующие в своей дневной жизни, редко видят сны, поскольку они адекватно справляются со своими проблемами в состоянии бодрствования.

Последователи адлеровской психологии считают, что сновидения полны значения и служат определенной цели, они подчеркивают их прямое соответствие жизненному стилю сновидящего. С точки зрения адлерианцев, сновидения не слишком отличаются от дневного мышления и подобно любой мыслительной деятельности, сновидения становятся частью планирования и репетиции будущих действий. Для А.Адлера символика сновидений является разновидностью языка, на котором излагается жизненная ситуация индивида.

К.Юнг также полагал, что символы сновидений скорее раскрывают внутреннюю жизнь, нежели маскируют ее. Однако, в отличие от А.Адлера, К.Юнг придерживался мнения, что у индивида манера жить часто вступает в противоречие: сновидение может отразить наличие недостаточно развитой или подавляемой функции, либо наличие схемы поведения, которой еще предстоит проявиться в будущем.

С точки зрения К.Юнга, образы сновидений чаще выражают реально воздействующие на жизнь индивида факторы, нежели подавленные сексуальные желания и ранний детский опыт. В противоположность 3. Фрейду, К. Юнг считал весьма полезным записывать содержание сновидений и дневных фантазий, самим играть активную роль в интерпретации их и побуждал к этому своих клиентов. Он пользовался техникой "амплификации" (расширения), в которой для более полного понимания значения сновидения предусматривался процесс сопоставления содержания сновидения с мифологией и жизненным опытом человека.