Психология сновидений. Изучение сновидений в разных направлениях. Культурно-исторические аспекты проблемы сновидений. Психологический подход к работе со сновидениями, страница 15

"Она прячется от него в моем доме. Он находит ее, стреляет в нее и убегает. Я подхватываю ее, переношу в машину и мчусь в отделение "Скорой помощи" Я пытаюсь нажать на гудок, но он не работает, так что я мчусь зигзагами, чтобы обратить на себя внимание других водителей и заставить их уступить мне дорогу. Полисмен останавливает меня. "Слава Богу, наконец-то" - и я объясняю ему ситуацию. Он включает сирену на своем автомобиле и прокладывает нам путь ".

Разумеется, в этом сне многое требует проработки и истолкования:

отношения терапевта с клиенткой, терапевтические и выходящие за пределы терапии; предполагаемый убийца и полисмен, желание Рейнуотер оказаться героиней. Больше всего ее поразило ощущение, возникшее при пробуждении - как опасно было предпринимать эту сумасшедшую поездку с неработающим сигналом, и как глупо было с ее стороны уже месяц ездить, не исправив поломку. В тот же день она отремонтировала клаксон. Сон обратил ее внимание на то, что она сама пыталась не замечать свой собственный страх ездить на машине с неработающим сигналом, и вей потому, что считала себя "слишком занятой", чтобы найти время па его ремонт.

Пример:

Сновидение

"Мне снится кабинет Екатерины Второй. Вдоль стен - книжные шкафы, полные фолиантов, рукописей и томов. На стенах - географические карты, схемы, картины.  На столе - глобус, чернильница, письменные приборы. На окнах тяжелые портьеры. За окнами - зимний день, морозный и светлый, Императрица сидит в кресле. Внешне она выглядит не такой, какой была на самом деле (то есть не такой, какой мы знаем ее по портретам), а очень красивой. По манере слушать, говорить, качать головой, по властному выражению лица, нетерпеливым жестам видно, что это именно императрица и никто другой. Она внимательно слушает человека, стоящего у противоположной стены, который что-то объясняет ей, показывая что-то на карте, висящей на стене. Я наблюдаю за ними как бы со стороны и в то же время я знаю, что тот, кто разговаривает с императрицей, это я и есть. Это князь Григорий Потемкин. Он (я) с жаром излагает Екатерине свой очередной великий и авантюрный проект. Нет сомнения в там, что он (я) задумал нечто грандиозное. У Потемкина горят глаза, он размахивает руками, он весь в своей мечте. Он так страстно говорит о ней, что заражает ею и Екатерину. Она выходит из-за стола ("Боже, какая красавица! За нее и умереть не жалко", - думаю я при этом), берет Потемкина за руку, заглядывает в его глаза, долго всматривается в его лицо. Он высок, красив, силен, неистов. Он ей нравится. Она гладит его по руке. От этого приятные мурашки бегут по его (моему) телу. Он опускается перед ней на колени, целует ее ладони (а может, и не только их, не помню), говорит: "Ты мне веришь?" И тут меня будят ".

Упражнение 1 "Работа над сном"

Превратитесь в персонаж (предмет, элемент) вашего сна. Пусть он расскажет о себе.

Как говорил Перлз: "Расскажи нам свою историю".

Что ты делаешь в этом сне?

Что чувствуешь?

Каковы твои взаимоотношения с другими персонажами сна или с другими предметами?

Что ты хочешь?

Побеседуй с другими персонажами или элементами сна.

Это упражнение полезно проделать вслух. Хорошо, чтобы при этом присутствовали слушатели: ваш психотерапевт или друг, чьей объективности вы доверяете. Они расскажут вам об особенностях вашего поведения, которых вы сами могли не заметить: о том, как менялись сила и тембр вашего голоса, какой была ваша поза, как вы мяли носовой платок и сжимали кулаки, как однажды перехватило ваше дыхание, каков был общий тон вашего рассказа. Впрочем, вы можете выполнять упражнение молча. Тогда диалог лучше записать. Проигрывая каждую роль, обращайте внимание на все ассоциации из вашей повседневной жизни, из прочитанной книги, из телепрограммы или вчерашнего разговора, который вы не успели "переварить" Какие из этих ассоциации дают ключ к правильному пониманию сна, обычно можно узнать по специфическому внутреннему ощущению: "Ага! Это оно ".