Психология сновидений. Изучение сновидений в разных направлениях. Культурно-исторические аспекты проблемы сновидений. Психологический подход к работе со сновидениями, страница 40

* Основная часть процесса занимает от пяти до пятнадцати минут, пока не наступает прорыв. Необходимо следить за тем, чтобы не потеряться в драмах сновидений или жизни. Ведущий вместе сновидящим определяет достаточно простую сцену сновидения, после чего сновидящему   предлагают   выбрать   людей,   которые   будут   исполнять  три-четыре  роли. Сновидящий   обычно   играет   роль   сновидящего   "эго",   Ведущий   группы   по   работе  со сновидениями руководит разыгрыванием сновидения,  но сам, как правило, не исполняет никакой роли.

Пусть избранные для исполнения ролей люди выйдут из комнаты, чтобы они могли подготовиться, четко понять суть своих ролей и войти в соответствующее настроение. Остальные члены группы будут зрителями. Вам нужно подготовить место для сцены. Зачем в комнату возвращается ведущий и по мере готовности тс, кому предстоит разыгрывать роли. Подготовка не должна занимать слишком много времени. Помните, что это не театральное представление, а всего лишь далекая от совершенства реальность

"Разыграйте сцену сновидения так, как она происходила в первоначальном сновидении. Это служит для усиления ключевой динамики сновидения. Не позволяйте людям вступать в диалоги, иначе происходящее будет слитком сознательным. Сейчас важнее всего взаимодействие. Руководитель помогает тому, чтобы процесс не останавливался, пока в определенный момент не произойдет необходимый прорыв.

* Во   время   "разыгрывания   сновидения"   ведущий   усиливает  ключевые   моменты, подчеркивая,   таким   образом,   основные   элементы   процесса   без   совершения   каких-то специфических    действий.    Если    возникает    впечатление,    что    процесс    замедлился    и заблокирован, вы можете попросить сновидящего. чтобы он описал происходящее: поощряя его свободно проявлять себя. Когда сцена завершена, остановите действие и задайте вопросы сновидящему. Что, по его мнению, происходило? Какие чувства остались неразрешенными'' Что, на ваш взгляд, следовало сделать иначе?

* Затем снова совершите разыгрывание сцены, но уже с положительным разрешением. Часто   в   сновидениях   представлены   только  сами   события  без  их  разрешения.   Создать положительное   разрешение   -   сознательная   задача   бодрствующего   "эго".   И   вам,   и сновидящему стало понятно, какое событие является ключевым. Положительное разрешение может   быть   достигнуто,   если   вы   поможете   человеку   представить   более   творческое взаимодействие со сновидящим "это" во время второй попытки "разыгрывания сновидения". Необходимо поощрять других актеров по-разному взаимодействовать со сновидящим "эго". Иногда их поведение может отражать индивидуальные особенности

* Когда будет достигнуто разрешение, сразу же остановите действие, Пусть участники расскажут   о    чувствах,    испытанных    ими    во    время    "разыгрывания    сновидения".    Не акцентируйте   внимания   на   сновидящем   -   ему   необходимо   некоторое   время,   чтобы почувствовать эффект. В конце обсуждения сновидящий может сказать несколько слов.

* Затем ведущий должен кратко и объективно оценить происходившее, выслушать вопросы и замечания тех, кто не принимал непосредственного участия в процессе

* Поощряйте сновидящего записывать свой опыт. Пусть он даст вам, как ведущему, копию своих записей. Это поможет ему осознать сущность происходившего, а сам процесс записи    способствует   тому,    что    глубокий    эмоциональный    опыт    становится    более сознательным. При участии в "разыгрывании сновидения" разные люди будут испытывать различные чувства, и столь же различными для них окажутся последствия в повседневной жизни.    Проследите   за   тем,   как   станут  развиваться   сновидения   этих   людей,   отмечая возникшие изменения.