Психология сновидений. Изучение сновидений в разных направлениях. Культурно-исторические аспекты проблемы сновидений. Психологический подход к работе со сновидениями, страница 18

Вот некоторые из главных архетипов, часто встречающиеся в начале работы со сновидениями:

Персона - видимая часть личности, "маска", аналог кожи, это наш образ себя - такой, каким мы хотим быть воспринятыми индивидуумом и коллективом.

Тень - часть, которая отвергается и вытесняется, темная, жуткая, "аморальная", непредсказуемая и бессознательная - неизвестная часть нашей личности.

Свет и Тьма - архетипы сознательного и бессознательного.

Анимус и Анима - мужчина внутри женщины и женщина внутри мужчины соответственно; фигуры, представляющие наши самые глубокие интуиции и чувства о противоположном поле.

Плут - фигура, представляющая само человеческое сознание -одновременно знающий и глупый, непомерно раздутый или пышный, источник всех ларов культуры.

Божественное Дитя - фигура, представляющая новое сознание и самосознание, рожденное среди тревоги, однако чаще всего выживающее.

Животные - фигуры, часто представляющие инстинкты и природные импульсы - элементы жизни, которые существенны, но еще сознательно не дифференцированы.

Великая Мать - Мать-Природа, Мать-Земля, циклическое время, божественное, воспринимаемое в женской форме, женский принцип (принципы) - умножение, деление, взращивание, порождение всей жизни и одновременно обречение всего на неизбежную смерть.

Всеобщий Отец - громовержец, приноситель законов, линейное время, божественное, воспринимаемое в мужской форме, мужской принцип (принципы) - наказание, сооружение, суд и исчисление с овеществляющей волей.

Птица-Дух - фигура, представляющая и воплощающая связь с божественным., объединяющая царство неба и землю.

Мудрые Старцы - фигуры, представляющие старейшие, мудрейшие и самые любящие качества личности - фигуры, иногда называемые "Манас-личности".

Добровольная Жертва - фигура, представляющая и воплощающая растущее сознание внутреннего и внешнего единства - Единое, делящее себя на Множество, и Множество в акте умирания для воссоединения в Едином.

Мандала - образ, объединяющий круг и фигуру, имеющую углы, обнаруживая радиальную симметрию и определенный центр, - образ гармонии, красоты, баланса, порядка, часто использующийся как визуальное средство в медитации.

Спираль - образ эволюции, спонтанный архетип циклических, повторяющихся ритмических процессов, возникающих среди прямого течения времени, видимый на всех ступенях и уровнях от формы галактик до спирали ДНК.

Опасное Путешествие - образ жизни и бытия, часто морское путешествие, спуск под землю или в лабиринт, путешествие в землю мертвых, поиск сокровища, мудрости, бессмертия.

Смерть и возрождение - в царстве сновидения и мифа, как в физике, энергия не может быть уничтожена; а может быть только преобразована. Каждая смерть в сновидении является освобождением физической энергии из специфической формы и неизбежно связана с новым рождением.

Этому перечню теоретически нет конца. Архетипы взаимосвязаны и трансформируются друг и друга сложными, искусными путями и подобно органам тела, формируют живое целое. Любая попытка как-то отделить один от другого разрушает жизненную динамику. Точно так же как можно показать па сердце и сказать, что оно делает вещи, отличные от тех. что делает печень, можно очертить и главные функции для каждого архетипа, помня, что жизнь требует, чтобы все они работали в балансе и гармонии. Сновидения служат для поддержания развивающегося, динамичного равновесия.

Особенного внимания требует архетип Тени.

Понятие тени вовсе не является открытием двадцатого или девятнадцатого века. Еще Платон в сочинении "Республика" писал: "Даже в самых достойных из нас живут чудовищные и совершенно аморальные желания, которые порой обнаруживаются в наших снах".

Тенью К.Юнг называл темные стороны конкретного человека и человеческой природы вообще, которые он отвергает и отказывается признавать в себе. В снах эти отвергаемое особенности или свойства проецируются на другого, которым часто становится "черный человек".