Психология сновидений. Изучение сновидений в разных направлениях. Культурно-исторические аспекты проблемы сновидений. Психологический подход к работе со сновидениями, страница 21

Темы и мотивы следует расширять в контексте личных ассоциаций, культурном пространстве, в котором живет сновидящий, в контексте мифологических ассоциаций. Следует исследовать сновидения с целью определения того, содержатся ли в нем элементы драмы. К. Юнг отмечал: "сновидение - это театр, в котором видящий сон человек является сценой, актером, суфлером, постановщиком, драматургом, зрителем и критиком".

Необходимо отмечать все решения и действия сновидящего и реакции на них остальных   персонажей   сновидения.   Затем   сновидение   можно   сопоставить   с   общей жизненной ситуацией и процессом индивидуации сновидящего. И, наконец, как утверждал К.Юнг, не одно сновидение никогда не было понято до конца.

Упражнение 2. "Проецирование архетипов"

Подумайте о вашем любимом человеке. Если это человек противоположного пола, подумайте, не проецируете ли вы на него собственный Анимус или собственную Аниму? Или представления об идеальном мужчине или идеальной женщине? Если же этот человек одного с вами пола, не обнаруживаете ли вы проекцию на него своей Персоны или еще какой-либо архетипической фигуры? Как подобные проекции препятствуют вам оценить этого человека таким, каков он сеть? Проделайте то же самое упражнение с кем-то, кто вам неприятен. Не проецируете ли вы на него собственную Тень, то есть то, что вы отвергаете в себе?

3.3. Контент-анализ содержания сновидений

Интересен еще один метод, в основе которого лежит контент-анализ, разработанный К. Холлом и Р. ван де Кастлом. Они классифицировали элементы более 1000 различных сновидений и сделали вывод - все в сновидениях попадает хотя бы под одну из следующих восьми категорий:

1. Персонажи.

Изображают человека, любое другое живое или мифическое существо, обладающее выраженными личностными чертами. Ваш Я-образ, ваше сновидящее эго, значимые другие, Геракл, Кентавр, жрец, сатир, бабочка и т.д.

2.  Обстановка.

То, что относится к месту и времени событий сновидения: здание, железная дорога, метро, утро, вечер, ночь, город, деревня и т.д.

3.  Природное окружение.

Относится к растительности, животному миру, минералам, природным стихиям: огонь, вода, змея, лес, море, химические элементы, дым, молния, волшебные камни и т.д.

4. Предметы.

Все, что создано человеком: копья, стены, самолеты, золотой обруч, одежда, предметы быта, компьютеры, телевизоры и т.д.

5. Деятельность.

Все, что относится к поведению к поведению сновидящего в пространстве сновидения: наставления, получаемые во сне, поездка верхом по узкой горной тропе, купание в море, прогулка, кормление ребенка и т.д.

6. Качества.

Любые уточняющие описания типа - огромный, исполинский, крошечный, злобный, прекрасный, сияющий, умный и глупый, осмотрительный решительный, задумчивый и т.п., а также цвета, используемые в качестве прилагательных,

7.  Ощущения.

Включает в себя такие чувственные восприятия как вкус, запах, тактильные ощущения, музыка: ощущение толчка и текущей по груди струйки крови, музыкальные произведения, запах цветов, вкус пищи, болевые ощущения, ощущения удушья, сдавливания, расширения, потеря схемы тела.

8.  Эмоции.

То, что относится к любому испытываемому чувству или настроению отчаяние, ужас, сексуальное возбуждение, восторг, тоска, радость, умиротворение, спокойствие, гнев и т.п.

Полезно рассматривать содержание сновидений в их динамике. Имеют значение изменение содержания сновидений. Если вы обнаруживаете в своих сновидениях внезапное исчезновение обстановки, это может намекать па то, что вы переживаете период, когда вы лишены опоры или не ощущаете уверенности. Если вы припоминаете сновидение в эмоциональном ключе, то, возможно, что вы соприкасаетесь с сильными внутренними чувствами. Если у вас преобладают неприятные эмоции, расстраиваться не стоит - Холл и ван де  Кастлл отмечают,  что печаль гораздо  чаще  встречается  в сновидениях, нежели радость. В сновидениях большинства людей страх, гнев и печаль встречаются вдвое чаще, чем веселье и счастье, поскольку сновидение сосредоточено па проблемах жизни, то избегаемые в жизни чувства более полно разворачиваются в сновидениях.