Психология сновидений. Изучение сновидений в разных направлениях. Культурно-исторические аспекты проблемы сновидений. Психологический подход к работе со сновидениями, страница 4

В священных Ведах древних индийцев имеются перечни благоприятных и неблагоприятных сновидений. Эти тексты (около 1500 - 1000 гг. до н.э.) содержат специальные толкования для символики сновидений. Возникавшие в разные периоды ночи сновидения, получали разные истолкования; учитывая склад и характер человека. Более того, древнеиндийские философы предполагали существование четырех состояний души: бодрствования, сна со сновидениями, сна без сновидений и мистического единения.

В подходах китайцев и индийцев к сновидениям, ими учитывалось гораздо большее число факторов, нежели в какой-либо еще древней традиции.

В Древней Греции существовало более четырехсот храмов, посвященных Асклепию-богу врачевателей, который, как считалось, помогает увидеть во сне путь к исцелению. Перед тем как соискатель допускался в храм сновидений, ему предписывалось в течение трех дней не употреблять алкогольных напитков. Существовало убеждение, что полноценные сновидения не появятся, если сновидящий находится под влиянием алкоголя. Это мнение полностью подтвердили современные исследования, которые показали, что алкоголь радикально сокращает продолжительность БДГ-сна.

Некоторые из наиболее интересных случаев, происшедших в Храмах Асклепия, были записаны на посвятительных табличках: "Человек по имени Юлиан, страдавший кровохарканьем. В сновидении ему было велено смешать перед алтарем семена сосны с медом и вкушать их в течение трех дней. Он выздоровел". "Алекет из Аликоса, слепец. Он видел во сне, что Асклепий отверз ему очи, коснувшись их перстами. На следующий день он прозрел" и т. п.

Кажется маловероятным, что внушение, сделанное перед засыпанием, способно производить столь поразительные эффекты. Тем не менее, известно немало фактов, подтверждающих это.

Вынашивание сновидений было распространенным явлением среди североамериканских индейцев. Достигнув подросткового возраста, индейский мальчик должен был лечь спать в уединенном месте в ожидании сновидения, которое рассказало бы ему о его духе - покровителе либо о тотемном животном. Приснившиеся мальчику орел или медведь истолковывались как знак, отмечающий будущего воина, волк - удачливого охотника, змея - будущего знахаря и колдуна.

В древнем Китае в среде художников бытовала традиция вынашивания сновидений. Применялись практики медитации и молитвы. Наиболее часто исполнялась на бамбуковой флейте мелодия "Звон колокола в пустынном небе", написанная дзэнским монахом в состоянии просветления, достигнутом в сновидении.

Интерес к древним и современным шаманским и эзотерическим практикам осознанных сновидений проник и в современную молодежную субкультуру. Рассмотрим в этой связи несколько наиболее известных источников. Это работы К. Стюарта, К. Кастанеды, тибетский буддизм и йога сновидений.

Работа Стюарта "Теория сновидений е Малайзии" привлекла интерес психологов к сфере сновидений в связи с их большой потенциальной ценностью для психического здоровья. Эта работа послужила толчком для многочисленных экспериментов по вызыванию осознанных сновидений, практической работы групп сновидящих и трансформации кошмаров в хорошие и светлые сновидения.

К.Стюарт характеризует традиционную жизнь сенои как необычно равноправную, физически приятную и психологически здоровую. Он считает, что это идиллическое положение вещей в первую очередь обусловлено отношением сенои к своим сновидениям, которое даст творческую, социально стабильную ритуальную жизнь интерпретации сновидений и ненасильственно воплощает пережитое в них. Это ритуальное выражение энергии сновидений сконцентрировано в еженощных ритуальных церемониях пения и танцев вокруг центрального костра. Центром общинной жизни сенои был ежедневный обмен рассказами о сновидениях, начинавшийся после пробуждения людей в открытых спальнях, сооруженных из циновок вдоль внутренних стен общинного дома. Члены семей рассказывали о сновидениях, и те, чьи сны представляли наибольший интерес и важность, приходили на общинный сбор для рассказа сновидений. Толкование сновидений определяло практически всю общинную и личную деятельность.