Психология сновидений. Изучение сновидений в разных направлениях. Культурно-исторические аспекты проблемы сновидений. Психологический подход к работе со сновидениями, страница 12

В лесу мне встречаются холмы и высокие горы. Я поднимаюсь на одну из них, на гору, с которой видна другая часть леса и спуск. Дорога .местами отчетлива, местами развезена там, где она размыта, грязно и скользко. На горе я не одна. У меня есть спутники, но я не всегда их узнаю. В "светлом" сне я обхожу гору по узкой боковой дорожке слева, утоптанной и скользкой. В "коричневом" сне я стою на вершине горы и думаю, как же .мне спуститься и куда именно идти направо или налево. Я начинаю понимать, что выбираю, что никак не могу выбрать, - и просыпаюсь. Иногда я выхожу к реке (воде, ручью). Вода бывает разная, как правило, прозрачная В этом сне я по-разному ощущаю себя, испытываю разные эмоции. Но контекст общий - лес, гора, дорога, вода".

Сновидение 3

"Пророческое сновидение"

"Мне снится, что я просыпаюсь проверить, как там мой маленький ребенок. Смотрю ни часы, вижу время, где-то в районе двух-трех часов ночи. И тут раздаётся страшный грохот это огромная люстра, висящая прямо над детской кроваткой, падает вниз. Мой ребенок погибает. Я просыпаюсь в ужасе. Долго не могу успокоиться. Пересказываю сон мужу, который рационально объясняет его проявлением материнского инстинкта, и не видит в нем ничего дурного, разве что тревогу и заботу о ребенке. Следующей ночью я просыпаюсь от внезапного толчка ближе к полуночи. Бессознательно, как мне кажется, совсем безотносительно к вчерашнему сновидению, забираю ребенка из детской кроватки к себе, и мы засыпаем, обнявшись. А в три часа ночи нас всех будит уже реальный грохот упавшей на детскую кроватку люстры".

Упражнения

1. Используйте приведенный список для того; чтобы классифицировать свое сновидение, а затем дайте ему собственное название.

2.  Бывали ли у вас вещие сны, казавшиеся неким мостом, перекинутым из прошлого через настоящее в будущее? Возможно, вам снились события будущего, а может быть события,  происходившие с близкими людьми.   Постарайтесь объяснить это сновидение обычным способом. Если же вы полагаете, что оно было пророческим, выясните, было ли его содержание необычным, например, сильный эмоциональный фон, яркие цвета и т.д.? Бывают ли у вас необычные сны? Разберитесь, по каким признакам их можно отличить от всех прочих.

3. Архетипы. Изучите ваши сновидения с позиции воззрений Юнга. Были ли среди них такие, которые можно было бы посчитать архетипическими? Будьте особенно внимательны к тем архетипам, которые предположительно связаны с творческим инсайтом: Тень, Мудрые Старцы, Трикстер. Подобно персонажам, такие действия  как странствия, посвящение и превращения, также сильные и  глубокие эмоциональные состояния,    могут  быть архетипичными.

Глава Ш. Анализ содержания сновидений

Существует множество подходов к анализу содержания сновидений - от полностью отвергающих подобную работу до тех, что рассматривают анализ сновидений как важнейший аспект теории личности:

Ряд авторов полагает, что работа со сновидениями является бессмысленной, а иногда даже опасной для умственного здоровья (Э. Эрвин, Ф. Крик, Т. Митчсон, Г. Гурджиев и др.): "вполне может оказаться, что анализ сновидений не только в клиническом отношении малоценен, а в действительности еще и вреден".

По мнению американского исследователя сновидении Дж. Тейлора, в каждом сновидении можно найти фрейдовскую сексуальность, адлеровскую борьбу за индивидуальность,  кейсианское стремление  к физическому здоровью,  экзистенциальное раскрытие  страха смерти  - для того  чтобы   выяснить,   какие уроки  оно  содержит для видевшего его человека.

Приведем выдержку из книги этого автора "Работа со сновидениями": "Природой сновидений является множественность значения и уровней значения в едином сюжете. Используя метафору ткачества, всегда надо видеть разные виды нитей, вплетенных в ткань каждого сновидения. Иногда один цвет или плотность доминируют в общем дизайне, иногда другой, но все сновидения сотканы из одних и тех же нитей основы и утка, неважно, какой конкретный узор. История работы со сновидениями становится более попятной, когда мы осознаем, что разные школы и стили работы со сновидениями выделяют различные универсальные аспекты сновидения и не являются взаимоисключающими (несмотря на претензию па конечную истину) ".