Психология сновидений. Изучение сновидений в разных направлениях. Культурно-исторические аспекты проблемы сновидений. Психологический подход к работе со сновидениями, страница 14

* Сновидение вносит уравновешивающий или компенсирующий    элемент по отношению к  бодрствующему  сознанию. Каждое сновидение  построено  из   кажущихся противоположностей   между полюсами  (светлое  и темное, добро  и зло,  жизнь и  смерть, возможное и невозможное и т.д.). Всегда есть дополнительный элемент, который намекает па конечное единство этих кажущихся противоположностей во всеобъемлющей реальности.

* В сновидениях есть элементы синхроничности (дежа-вю, телепатия, предвидение и т.п.).

* Каждое сновидение имеет элемент "возвращения в чрево" и "возвращения в горнило для переплавки и придания новой формы", согласно представлениям К.Юнга.

*  Сновидения   одной   ночи   тематически   связаны   друг   с   другом.   Невозможность определить тему или нить значения в сновидениях одной ночи - скорее наша неспособность распутать множественные уровни значения, а не свидетельство несвязанности сновидений.

3.1. Работа со сновидениями в гешгальттерапии

Ф. Перлз рассматривал различные элементы сна как проекцию отдельных частей личности сновидца. Речь шла об обнаружении "экзистенциального послания", с которым спящий обращается к себе, например, через импровизированные диалоги между отдельными элементами сна, как одушевленными, так и неодушевленными: Для этого субъекту предлагалось последовательно идентифицировать себя с разными элементами сна таким образом, чтобы вернуть обратно свои проекции. Во сне может вскрываться один их важных тупиков, который стремится к разрешению.

Перлза упрекали в театральном и поверхностном характере этого взгляда на сны, который прерывает контакт субъекта с внешним миром и психотерапевтом, и центрируется на внутрипсихическом.

Именно по этой причине И. Фром предложил другой подход к работе соснами.

По И. Фрому, сои анализируется в контексте, который в свою очередь является контекстом терапии: подчеркивается, что этот личный сон рассказан данному терапевту в данный момент терапии.

Содержание сна рассматривается как построенное в основном из ретрофлексивного материала п. прежде всего, из ретрофлексии, возникших в течение предыдущего сеанса, которые пытаются проявиться сначала во сие. а потом r пересказе сна данному адресату. Терапевт уделяет особое внимание снам, которые снились ночью, следующей за сеансом. По сои может также присниться ночью, предшествующей сеансу, как своею рода подготовка. Сон, таким образом, находи т свое место в арсенале средств, дающих возможность работать с явлениями границы, контакта и нарушениями функций данной границы.

Вслед за Фрицем Перлзом Дж. Рейнуотер полагает, что сон - это экзистенциальное послание человека самому себе, сообщение о том, кто он такой и какова его жизненная ситуация.

Она рекомендует начинать толкование сна, исходя из обычного здравого смысла. Часто сон хочет напомнить нам о событиях дня, па которые мы почти не обратили внимания на фоне более сильных впечатлений. Так, однажды она увидела во сне своего возлюбленного в ботинках па высокой платформе (они тогда еще не вошли в моду) и поняла, что ей не хотелось замечать, сколько в его поведении самомнения и важности. Если сон касается какой-либо пищи или части тела, то это может быть сообщением о том, что организм нуждается в определенной пище (или, наоборот, должен се избегать), или, что вам нужно обратить особое внимание па определенную часть тела. Человек может бессознательно знать о начинающейся болезни до проявления ее симптомов, так что правильное понимание такого рода снов может превратиться для нас в систему раннего выявления возможных заболеваний.

Возможны и предупреждения иного рода. Однажды у Рейнуотер был сон, где фигурировала девушка, которая проходила у нее терапию. Она боялась, что ее убьет отец. Сон был таким: