Психология сновидений. Изучение сновидений в разных направлениях. Культурно-исторические аспекты проблемы сновидений. Психологический подход к работе со сновидениями, страница 3

В дополнение к ежедневным сновидческим ритуалам, широко варьировавшимся в специфических формах от племени к племени, существовало ежегодное празднество обмена рассказами о сновидениях, которое связывало все общины "Шести народов" в едином ритуале. Каждый год, иногда после первого снегопада, группы молодых людей отправлялись и "паломничество", преодолевая огромные расстояния через территории соседних племен. Добравшись до какого-либо поселения, они, надев маски, разыгрывали свои сновидения. Иногда кроме масок надевали костюмы, иногда играли в масках, но обнаженными. После этих ритуальных представлений им оказывали гостеприимство в поселении.

В 1649 году иезуитский миссионер отец Рагено в сообщении своим начальникам так описывал основные религиозные причины разнообразия сновидческих ритуалов, предвосхищая фрейдовскую оценку сновидения как реализацию подсознательного желания: «В дополнение к желаниям, которые мы имеем и которые свободны, или, по крайней мере, добровольны в нас, у нас есть другие желания, которые являются, так сказать, врожденными или скрытыми. Эти желания, говорят они [ирокезы], идут из глубин души не знанием, но средствами определенного слепого перемещения души в другие объекты... Они верят, что душа делает определенными эти желания посредством сновидений, которые являются ее языком. Соответственно, когда желания исполняются, душа удовлетворена; но если нет, она становится больной и... часто восстает против тела, вызывая различные заболевания... Они называют это ондиннонк — тайное желание души в сновидении".

Австралийские аборигены верили, что ткань Вселенной является творением сновидений. Вся структура общественных отношений была построена вокруг опыта сновидений, и практически вся деятельность регулировалась ежедневным обменом рассказами о сновидениях и их ритуальной интерпретацией. Антрополог Э.Тейлор сообщает, что однажды целое племя покинуло большой район, потому что одному человеку приснилась сова, что было интерпретировано как предупреждение духа об угрозе нападения на них других племен. Такие истории индивидуальных и коллективных действий, основанных па трактовке сновидений, известны у всех народов во все исторические периоды.

Древние вавилоняне и ассирийцы верили, что дурные сны насылаются демонами и духами умерших людей. Обнаружены глиняные таблички, относящиеся к третьему тысячелетию до н. э., которые содержат толкование разных типов сновидений.

Древние египтяне трактовали сновидения как послания богов. Папирус, датированный 2000 I 700 гг. до н.э., содержит наставления о том, как получать советы свыше. Вероятно, это одно из древнейших руководств по сновидению. Древнеегипетским богом сновидений был Арапис. В разных областях страны находились храмы, посвященные сновидениям - серапимы. Широко практиковалось вынашивание сновидения, т.е. преднамеренное усилие для вызывания сновидений посредством сна в этих храмах. "Талантливых" сновидцев посылали в серапимы посмотреть сон за другого человека, если тот не мог предпринять путешествие сам. Сновидения царствующих особ удостаивались особого внимания - сновидение Тутмоса Четвертого записано на стеле, расположенной перед Большим Сфинксом.

Самый ранний китайский трактат о сновидениях. Мен Жу, датирован 640 годом до н.э. Древние китайцы классифицировали сновидения в соответствии с их источником. Источник сновидения был важен потому, что он раскрывал телесные и умственные изменения, происходящие со сновидящим. Эти изменения, будучи правильно поняты, могли дать возможность лучше справиться с личными проблемами сновидца посредством самопознания. Правильное толкование сновидения зависело от контекста; обязательно принимались в расчет расположение Солнца, Луны, звезд и времени года. Для интерпретации сновидений, как и других аспектов человеческой деятельности, принимались символы из И – цзин, Книги Перемен.