Психология сновидений. Изучение сновидений в разных направлениях. Культурно-исторические аспекты проблемы сновидений. Психологический подход к работе со сновидениями, страница 13

Перечислим характеристики значения и смысла, выделенные Дж. Тейлором в качестве основных при анализе содержания сновидений:

* Каждое сновидение направлено на гармонизацию и осуществление целостности и гармонии внутренней и внешней жизни.

*  В   каждом сновидении три  - четыре раза в течение ночи  происходят всплески сексуальной активности, элемент либидо, так как понимал его З.Фрейд.

* Каждое сновидение   содержит элемент бессознательного   исполнения желаний. Сновидение отражает элементы личности сновидящего, его внутренней жизни и жизненной энергии, Это основное положение гештальт - школы работы со сновидениями. Люди, вещи и ситуации представляют в наших сновидениях аспекты нас самих.

*  В сновидениях содержатся элементы,   характеризующие   физическое   здоровье, самочувствие и жизненный тонус. Современные исследования  показывают, что процесс сновидения сопровождают определенные биофизические и биохимические состояния. Среди них быстрые движения глаз, определенные колебания в мышечном тонусе и резкие колебания уровней серотонина и норадреналина (или норэпинефрина) в крови. Последний связан с изоляцией и иммобилизацией центральной нервной системы, что не дает нам реагировать на сновидения физически, когда мы их видим. Хождение и разговоры во сне происходят только вне периодов быстрого сна, и поэтому связаны скорее с памятью, чем с непосредственным переживанием сновидения.

* Сновидения включают элементы, привнесенные из воспоминаний предыдущего дня или  недавнего  прошлого,  известные   под термином   "дневной  осадок".   Вопрос,   который следует   задавать    в    отношении    "дневного    осадка",    не    "Какое    конкретное    событие вспомнилось?", но "Почему это, а не что-либо другое были вплетено в опыт сновидения?".

*   Кроме того, всегда есть элемент структуры сновидения, связанный с обработкой информации  в памяти, - переход краткосрочного запоминания в категорию длительной памяти,  связанный,   скорее  с  эмоциональными   или   символическим содержанием,  чем  с объективной формой или относительной важностью в жизни наяву.

* В сновидениях могут иметь место элементы, отражающие личности отношения к власти и превосходству в реальной социальной жизни. Этот аспект работы со сновидениями выделял А.Адлер.  Сновидение выражает жизненный стиль и стиль мышления, начавший формироваться в дошкольном детстве, содержит предположения о будущем, о жизненных целях и о возможных последствиях конкретных событий.

* Язык сновидений это символы и метафоры. Эмоции, мысли, ощущения и интуиция переводятся в сновидениях в метафорическую или символическую форму.

* Многогранное  метафорическое значение  сновидений  реализуется   именно в той форме, которое принимает данное сновидение, потому что это лучшая "подгонка", которая возможна для сновидящего в данное время. Основной принцип организации множественных уровней значения и информации - символический резонанс.

* Сновидение предполагает элемент архетипической драмы. Даже когда они  носят личный характер и на вид обыденны, в них все равно содержится путь, который выводит индивидуальное на уровень универсальности всего человеческого опыта.

* Сновидение может иметь элемент "годовщины", или "ознаменования" значимых событий жизни наяву и во сне.

* Сновидение содержит элемент конструктивной самокритики и юмора.

* Сновидение может содержать элемент творческого вдохновения и решения проблем.

*  Сновидение     может    быть     "нагружено"    трансперсональным     значением и экзистенциальным переживанием предчувствия    неизбежности    смерти. Религиозные верования всего мира отражаются в общем опыте сновидений (таких как выход из тела, сновидения о ком-то недавно умершем, сновидения о небесах, аде, прошлых жизнях и т.д.).