Анализ и выявление недостатков системы управления рекреационного предприятия на примере базы отдыха, страница 13

Рекреационная деятельность рис.2.2

Такая "разнообразность" видов экономической деятельности свидетельствует, во-первых, о межотраслевом характере рекреационного комплекса, во-вторых, сигнализирует о необходимости усиления внимания к вопросам управления и координации предприятий комплекса в регионе.

Рекреационное предприятие является примером экономической деятельности, продукция которого создается путем объединения обширного набора товаров и услуг предприятий близких (сопряженных) отраслей, деятельность которых не может существовать без использования ресурсов. Специфика рекреационного предприятия, как вида деятельности заключается в том, что ее результатом является право на потребление определенного рода услуг, в то время как сами услуги создаются в других отраслях экономики.

Последующие исследования направлены на решения вопросов определения уровня развития и эффективности функционирования рекреационного предприятия в структуре экономики региона.

Рекреационная система оказывает существенное влияние на экономику страны, способствуя притоку валюты в страну, созданию новых рабочих мест, улучшению инфраструктуры и так далее.

Экономическая эффективность означает получение выигрыша от предприятия туризма в масштабах страны, туристского обслуживания населения региона, производственной деятельности турфирмы или рекреационной организации. Туризм, как торговля услугами, является невидимым экспортом на мировом рынке, а так же он вносит соответствующий вклад в платежный баланс страны. Формирование рекреационно- туристского предложения происходит в учреждениях туристской отрасли.

Объект туризма включает в себя три основных компонента:

1. рекреационно- туристический район

2. туристскую организацию

3. рекреационно- туристское предприятие

«Всемирная туристская организация определяет рекреационно-туристский регион как территорию, которая располагает большой сетью специальных сооружений и услуг, необходимых для организации отдыха, оздоровления или учебного процесса» Кабушкин Н.И. Менеджмент туризма. - М.: БГЭУ, 2000. Из этого следует, что туристский регион, для того что бы считаться самостоятельным, должен иметь все необходимые сооружения для нахождения в нем рекреантов и туристов.

Качество региона должно измеряться по тому, насколько хорошо данный регион может использовать свои услуги под потребности заказчика. Регион может накопить достаточно ценностей, при условии если ему удается установить на рынке достаточные цены за свои услуги. Конкурентность региона заключается в способности получать от рынка достаточное накопление ценностей. На конкурентноспособность региона оказывает влияние взаимодействие отраслей (гостиниц, санаториев, баз отдыха, торговли, транспортных предприятий), населения, их рынков и окружающего мира. Взаимодействие региона и окружающей среды так же оказывает влияние на состояние конкурентоспособности. Отсюда следует что в целом образ рекреационно - туристского региона складывается из нескольких факторов.

Таблица 2.1

 Образ рекреационно-туристского региона

Имидж региона

Виды и качество предлагаемых услуг

Гостеприимство

Условия для лечения и активного отдыха

Возможность для развлечений

Социальные факторы (ситуация с преступностью, политической стабильность и  др.)

Естественные(природные) условия (ландшафт, экология, наличие национальных культурных центров)

Гостиницы и рестораны

Общая инфраструктура( дороги, состояние магазинов, телефонная связь, места общего пользования)

Делая вывод, можно сказать, что под рекреационно- туристским регионом подразумевается территория, специализирующаяся на оказании туристских услуг преимущественно лечебного, оздоровительного, реабилитационного характера.