разработка инженерного проекта строительства мостового перехода через реку Гремячка, страница 16


1. КАПИТАЛЬНЫЙ РЕМОНТ ТРУБ

Применительно к водопропускным трубам капитальный (на автомобильных дорогах и средний) ремонт включает перекладку, замену или усиление отдельных слабых и дефектных участков или элементов трубы.

Объектам капитального ремонта служат трубы с разрушенными оголовками, с перекошенными и просевшими секциями, подвергшиеся растяжке и имеющие швы, раскрытие которых привело к разрыву изоляции и просыпанию грунта внутрь трубы, с ослабленной в результате выщелачивания и выветривания кладкой, с дефектной изоляцией и наличием течей, трубы с трещинами в сводах, звеньях или плитах перекрытия и др.

Капитальный ремонт выполняют с целью повышения надежности и продления срока эксплуатации сооружений. Необходимость проведения капитального ремонта, а также объем работ в каждом отдельном случае определяют на основании детального обследования сооружения с учетом грузонапряженности данной железнодорожной линии, перспектив ее развития и других местных условий [43]. Капитальный ремонт выполняется в плановом порядке, финансируются эти работы пообъектно, стоимость определяется на основе сметно-финансовых расчетов.

Наиболее распространенные способы ремонта водопропускных труб: перекладка поврежденных участков кладки тела труб и оголовков; замена гидроизоляции тела труб; торкретирование внутренней поверхности труб; цементация кладки; устройство железобетонных рубашек; гильзование труб; укрепление основания сооружений.

Перекладка отдельных участков труб нужна при неудовлетворительном состоянии кладки — большом количестве трещин, значительном выщелачивании и выветривании и т. п. При перекладке заменяют поврежденные элементы монолитным бетоном или сборными блоками. Работы производят преимущественно без перерыва движения по дороге. Перекладку оголовков и концевых секций обычно выполняют с раскопкой насыпи. Оползание грунта ядра насыпи предотвращают, устраивая специальные ограждения. Эти же работы в средней части, как правило, выполняют изнутри трубы. Работы ведут участками, примерно на половине длины секций (1,5—2 м), обеспечивая крепление грунта и сохранность соседних секций. Подавать бетонную смесь целесообразно бетононасосом. Такие работы - без раскрытия насыпи сравнительно трудоемки, однако они не' приводят к перерыву движения и, кроме того, могут успешно выполняться в зимний период. В этом случае трубу превращают в своеобразный тепляк, закрывая входы в нее и обеспечивая отопление и вентиляцию во время производства работ.

Перекладка секций средней части трубы возможна с раскопкой насыпи, в частности, при одновременной сплошной замене гидроизоляции, небольших высотах насыпи и др. При замене гидроизоляции в концевых участках трубы насыпь раскапывают под защитой крепления. Гидроизоляцию устраивают армированной, выполняя работы, как для новых труб. Предварительно поверхность трубы очищают и промывают, устраняя дефектные места в кладке. При замене гидроизоляции с раскопкой насыпи нужно иметь в виду необходимость выполнения части работы с предоставлением «окон» для устройства пакетов и ограничение скорости движения поездов. Все это затрудняет применение этого способа на напряженных магистралях.

В то же время устройство гидроизоляции возможно без раскопки насыпи. Так, гидроизоляция может быть наклеена на внутреннюю поверхность трубы с одновременным устройством поддерживающей железобетонной оболочки. Опыт борьбы с течами в тоннелях свидетельствует о практической возможности их предотвращения путем нагнетания за обделку полимерцементного раствора, раствора бентонитовой глины и гипсоглиноземистого                                                                                                         цемента.

Такой способ, включающий бурение скважин в кладке и нагнетание через них