Начавшийся с 1991 г. развал структуры государственного лова рыбы, привел в настоящее время к образованию аморфной структуры, состоящей из различных частных предприятий, колхозов и владельцев лицензий, что привело к резкому ослаблению контроля над промыслом. В настоящее время на водохранилище лов рыбы осуществляют около 75 таких подразделений. Сохранившаяся старая структура рыбоохраны не отвечает современным требованиям и не в состоянии контролировать их деятельность. Это порождает благоприятную среду для возникновения теневой системы изъятия и реализации рыбы. В настоящее время по данным, представленным сотрудниками инспекции рыбоохраны, на Рыбинском водохранилище до заготовительных пунктов не доходит от 30% до 40% леща, до 50% щуки, от 70 до 100% судака, сома и других ценных и редких видов. Опросы рыбаков подтверждают эту цифру. Таким образом, на фоне фактического увеличения промыслового усилия наблюдается снижение официального вылова, связанного с недоучетом промысловой статистикой значительной части улова.
Все это, в первую очередь, приводит к невозможности использования в определении запаса рыб и величины ОДУ данных промыслового лова, на которых, в основном, и базировались основные методы расчета указанных показателей. Усугубляется это тем, что научно-исследовательские работы, проводимые на Рыбинском водохранилище, в связи с низким объемом финансирования не могут полностью ликвидировать дефицит необходимой информации.
Один из основных принципов современного подхода заключаются в том, что неполнота знаний о состоянии или динамике состояния популяций промысловых рыб требует большей осторожности в осуществлении промысловой деятельности. Главные особенности анализа при обосновании управленческих решений по планированию охранных мероприятий учитывают высокий уровень неопределенности и трактуют ее в пользу охраняемых популяций:
• для анализа имеющейся информации используются все доступные методы и модели, применение которых допускает имеющаяся информация;
• базовая методология адаптируется к каждому конкретному виду с учетом специфики его биологии;
• при выборе оптимальных решений среди возможных вариантов особое внимание уделяется факторам риска и неопределенности;
• оценка эффективности различных стратегий управления осуществляется путем вероятностного анализа отдаленных последствий их реализации;
• признается принципиальное значение организационных и субъективных факторов в процессе принятия решений, в соответствии с чем разрабатывается процедура использования качественных оценок для анализа и согласования различных точек зрения представителей науки и природоохранных органов.
Для повышения достоверности получаемой информации для сбора данных нами используется целый ряд методов: ежегодная организация контрольно-наблюдательного пункта в период прохождения нереста (апрель-июнь), три стандартные станции сетного лова в разных частях водохранилища (ноябрь – июль) и три рейса в летнее - осенний сезон на 25 стандартных траловых станциях и параллельной гидроакустической съемкой. Лов на контрольно-наблюдательном пункте и сетных станциях осуществляется порядками сетей с ячеей от 20 до 70 мм, траловая съемка проводится с использованием разноглубинного трала с горизонтальным раскрытием 18 м, вертикальным 2,5 м и ячеей в кутке 20 мм. Кроме того осуществляется наблюдение за пополнением популяций промысловых видов рыб. Для этого в пелагической части водохранилища используется мальковый пелагический трал с горизонтальным раскрытием 12 м, вертикальным 1,5 м и ячеей в кутке 6 мм, в прибрежной части 12 метровые мальковые волокуши с ячеей 6 мм. Все получаемые материалы используются нами для определения величины общего запаса, промыслового запаса, величины пополнения и ОДУ.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.