4. Рассмотрение всех возможных решений с целью обнаружения допустимых комбинаций.
5. Изучение выбранных комбинаций, принятие решения.
Три возможности:
1. комбинация лишена смысла;
2. повторение уже известного варианта;
3. наличие проблемы, которую следует разрешить.
Комбинации характеристик дают возможность для плодотворных ассоциаций, постановки проблем, которые иным способом не были замечены.
3.1.4. Организующие понятия.
Основные положения:
1. Установить организующие понятия, определить их отличительные признаки.
2. Классификация организующих понятий по степени их важности.
3. Проведение наглядных сопоставлений организующих понятий с их отличительными признаками и разработка на основе этого руководящего материала для всех возможных решений, соответствующих выбранным ограничениям.
4. Оценка признаков в отношении их соответствия специальным требованиям задачи.
5. Комбинация признаков различных организующих понятий в решения.
Найти организующие понятия легко, но не каждое из них является целесообразным для использования. Критерии их пригодности:
1. Свойство содержаться в каждом возможном решении.
2. Возможность нахождения дополнительных признаков.
3. Вид признаков (классификация их по степени важности).
После установления организующих понятий осуществляют их классификацию по степени влияния на результаты решения задачи. Это позволяет на начальных этапах не принимать во внимание менее важные организующие понятия, что упрощает процесс решения. Для уменьшения объема работ необходим также предварительный анализ отличительных признаков. Некоторые из них (наименее ценные) можно вычеркнуть заранее, что существенно уменьшает в дальнейшем число комбинаций.
3.1.5. Алгоритм решения изобретательских задач.
1. Выбор задачи - формулировка и выбор задачи, подлежащей решению (первоначальной или обходной), который осуществляется на основе исследования данной и ведущей отраслей техники. Производится уточнение основных показателей технического решения, требований, предъявляемых к нему, с учетом условий использования и масштабов применения.
2. Уточнение условий задачи - изучение известных решений, проведение мысленных экспериментов по преодолению привычных представлений об объекте и анализ задачи как системы элементов, на основе которого производится выбор элемента, в наибольшей степени неподдающегося изменениям.
3. Анализ задачи - определение идеального конечного результата, руководствуясь следующими правилами:
· не загадывать заранее, возможно или невозможно достичь идеального результата;
· не думать о том, какими путями будет достигнут идеальный результат;
· форма составления идеального конечного результата:
· объект (взять элемент, выбранный на второй стадии),
· что делает (указать),
· как делает (на этот вопрос всегда следует ответить словами “сам”, “сама”, “само”);
· когда делает;
· при каких обязательных условиях;
· заканчивается формулировкой одного из способов, который может быть практически осуществлен, и схемой устройства для его осуществления.
4. Предварительная оценка найденной идеи - анализируются положительные и отрицательные качества идеи решения, анализируются возможные видоизменения, уменьшающие отрицательные качества.
5. Поиск идеи решения задачи с помощью таблицы устранения технических противоречий (эвристических приемов), если четыре предыдущих этапа не привели к ее появлению. Рекомендуется рассмотрение проекта на граничных условиях, при взаимодействии с надсистемой и влияния подсистем, использование аналогий из живой и неживой природы.
6. Проверка возможных изменений в надсистеме при использовании полученного решения.
3.2. Неаналитические методы.
Стимулируют образное мышление. Методы нацелены на освобождение от ограничений логического мышления.
3.2.1. Изучение потребностей.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.