Методические указания к практическим занятиям по дисциплине «Методы и алгоритмы принятия решений»

Страницы работы

Содержание работы

Министерство образования Российской Федерации

Московский государственный университет культуры и искусства

Алтайский филиал

Кафедра

Прикладная информатика

,

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К ПРАКТИЧЕСКИМ ЗАНЯТИЯМ                      ПО ДИСЦИПЛИНЕ

«МЕТОДЫ И АЛГОРИТМЫ ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЙ»

для студентов специальности 35.14.00

Барнаул · 2004


Методические указания.

Тема изучается на лекционных занятиях, закрепляется - на практических занятиях и СРС.

Материал разбит на логические блоки. Для экономии времени на занятиях далее приводится конспект лекций, который может служить опорой при освоении материала. По окончании изучения темы предполагается итоговое собеседование, вопросы которого также приведены в данной разработке.

Список литературы состоит из книг, статей и рефератов, которые включены в электронную библиотеку кафедры. Каждый источник снабжен указателем пути для поиска его на соответствующем компакт-диске. Для углубленного изучения темы ниже приведена литература для написания рефератов с последующим включением в библиотеку учебных текстов.

Практические занятия проводятся в форме деловых игр и «круглого стола» по вопросам лекций и литературе по данной теме (соответствующие перечни приведены далее).

При подготовке к занятиям целесообразно использование электронной библиотеки кафедры, поэтому практические занятия и СРС рекомендуется проводить в компьютерной лаборатории кафедры в составе половины учебной группы. Необходимо также выделять компьютерное время для самостоятельной работы студентов с библиотекой.

1.  Управление системами

Конспект

1.1.  Система

Проблемная ситуация: цель не достижима за счет собственных возможностей или внешних средств. Формулирование проблемы. Уточнение цели.

Постановка цели (техническое задание) – процесс тщательный, продуманный, осознанно системный, итеративный.

· Система есть средство достижения цели («без проблемы нет системы»).

· Система есть тень цели на среде (свойства среды могут быть использованы для достижения цели).

Модель системы. Целостность и обособленность от среды. Ограниченность, точность, адекватность модели. Эффекты Галатеи и Пигмалиона. Гомоморфность образа «по пространству и по времени».

«Черный ящик», состав системы,  структура системы (отношение, свойство – одноместное свернутое отношение, модель отношения).

· Система есть совокупность взаимосвязанных элементов, обособленная от среды и взаимодействующая с ней как целое.

1.2.  Сложная система

· Большая система  - это система, при моделировании которой полная информация не доступна вследствие размерности.

· Сложная система – это система, при моделировании которой полная информация не доступна в принципе.

Эргатическая система.

Повышение удельного веса технического компонента изменяет облик эргатических систем (сложных организационных систем), на определенном уровне наступает качественный скачок в формировании целостности и единства. В отличие от животных, человек выделяет себя из природы и общества, индивидуализирует свою роль и свое назначение, даже гиперболизирует их (особенно в определенном возрастном диапазоне). В сложных эргатических системах функциональная деятельность индивида настолько поглощает его, что личный компонент теряет главенствующее значение сначала в функциональной, затем - в физиологической, а затем  - в психической сфере. Человек в большей степени ощущает себя компонентом системы, чем индивидуальностью, «единой и неповторимой». В эргатических системах существует  диалектическое единство человека и техники, а не их сумма. И скачок, о котором шла речь, является проявлением этого единства.

Не впадая в чрезмерную гиперболизацию, можно предположить, что не только поведение, но и мышление, и эмоциональность человека стали эргатическими.

1.3.  Динамическая система

· Системы, в которых происходят изменения, называются динамическими.

Входы, выходы, управление, возмущение, состояние.

Координаты, пространство состояний, поведение, траектория системы в пространстве состояний, движение системы.

Цель системы, достижение цели. Управление.

1.4.  Система управления

· Управление:

Функция эргатических систем, обеспечивающая сохранение структуры, режима деятельности и реализацию программы, цели деятельности.

Управление деятельностью подсистем, управление средствами (техническими) достижения целей.

Аппарат управления, функции аппарата: планирование, организация, регулирование, учет и контроль.

· Принцип обратной связи:

Управление сложной динамической системой, поведение, траектория в пространстве состояний.

Подсистема управления, управляющий орган, обратная связь, прямой и обратный каналы управления, закон управления.

Непрерывность и дискретности в управлении.

Внутреннее и внешнее управление.

· Модель системы управления:

Разомкнутая, замкнутая, многоконтурная система.

Принцип Эшби для управляющего элемента.

Похожие материалы

Информация о работе