X\Y |
y1 |
y2 |
… |
yj |
… |
ym |
x1 |
q11 |
q12 |
… |
q1j |
… |
q1m |
… |
… |
… |
… |
… |
… |
… |
xi |
qi1 |
qi2 |
… |
qij |
… |
qim |
… |
… |
… |
… |
… |
… |
… |
xn |
qn1 |
qn2 |
… |
qnj |
… |
qnm |
- матрица выигрышей.
p - правило выбора (инструкция как из Х, используя s, выделить Y), алгоритм принятия решения.
8.2. Понятия теории игр.
При различной конкретизации этой задачи она приобретает различный смысл и требует различных методов решения. Исторически сложилось так, что первыми были формализованы искусственные, игровые задачи, что придало всей терминологии несколько легкомысленное звучание (взаимодействующие стороны называются "игроками", выбираемые ими альтернативы - "ходами", правила выбора - "стратегиями", величины qij - "выигрышами", а вся теория - "теорией игр").
· Игра – упрощенная схематизированная модель конфликтной ситуации. Полная регламентация правил игры, которые известны каждой стороне, и котороые каждой стороной неукоснительно соблюдаются.
· Игроки – стороны конфликта.
· Выигрыш (платеж, проигрыш) – оценка исхода кофликта.
· Парная игра – двухсторонний конфликт, множественная игра – многосторонний кофликт.
· Антагонистическая парная игра – игроки имеют противоположные цели.
· Антогонистическая парная игра с нулевой суммой – сумма выигрышей (проигрышей) сторон равна нулю.
· Партия – конкретная реализация игры, совокупность ходов. Игра – бесконечное число партий.
· Личный ход – сознательный выбор хода игроком, решение на личный ход - выбор. Случайный ход – выбор хода посредством некоторого случайного механизма, исход.
· Стратегия – свод правил, однозначно определяющих выбор игрока.
· Конечная игра имеет конечное число стратегий каждого игрока.
8.3. Парная антагонистическая игра.
– стратегии 1-го игрока, – стратегии 2-го игрока, - множество случайных ходов. P(h) – вероятность h. ;
g=(x,y,h) – партия. - проигрыш 1-го игрока, - проигрыш 2-го игрока.
Проигрыш – “+”, выигрыш – “-“ (отрицательный проигрыш). - сумма проигрышей обоих игроков в партии:
· Игра с нулевой суммой -
Пусть - потери в игре с нулевой суммой.
- функция средних потерь.
При многократном повторении игры функция потерь «очищается» от влияния .
- задание игры;
то - матричная игра.
8.4. Принципы математической теории игр.
Постулат полного знания: однозначные, полностью определенные и неукоснительно выполняющиеся правила игры.
Многократное повторение игры: бесконечное число индивидуальных партий.
Полное знание игры: определены множества стратегий игроков, определена функция потерь (платежная матрица), результат может быть оценен количественно в единых для разных исходов единицах.
«Разумный как я»: каждый игрок не рассчитывает на промахи противника.
«Гарантированный результат»: оптимальная стратегия строится с целью выиграть не меньше (проиграть не больше).
Теорема о существовании решения игры: любая конечная антагонистическая игра имеет решение в чистых или смешанных стратегиях.
8.5. Игры с седловой точкой. , .
Нижняя цена игры (максимин): .
Верхняя цена игры (минимах): . .
xi\yj |
y1 |
y2 |
y3 |
y4 |
|
x1 |
3 |
8 |
2 |
3 |
2 |
x2 |
4 |
3 |
8 |
5 |
3 |
x3 |
7 |
2 |
1 |
6 |
1 |
7 |
8 |
8 |
6 |
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.