Программа констатирующего эксперимента по исследованию уровня развития этической культуры управления персоналом у руководителей дошкольных учреждений, страница 9

Руководитель, обладающий высоким уровнем развития этической культуры управленческой деятельности, осуществляет мотивацию участников педагогического процесса посредством реализации принципов гуманистической философии и психологии.

Для более полного рассмотрения этического компонента культуры управленческой деятельности применительно к руководителю дошкольного образовательного учреждения, далее будет представлен анализ культуры управленческой деятельности по шести компонентам, выделенным нами (мировоззренческий, правовой, этический, эстетический, педагогический, психологический).

1.2. Культура управленческой деятельности  руководителя современного                    дошкольного образовательного учреждения

Дошкольное образование является первой ступенью образовательной системы. Перед дошкольным образованием стоят следующие задачи: личностное развитие ребенка, охрана и укрепление физического и психического здоровья, забота об его эмоциональном благополучии, развитие воображения и творческих способностей, формирование способностей детей к сотрудничеству с другими людьми, удовлетворение потребностей родителей, выполнение социального заказа. Решение основных задач, стоящих перед дошкольным образованием, требует разработки эффективных теорий, направленных на его развитие и функционирование.

Специфика дошкольных учреждений состоит в том, педагогический процесс должен быть направлен на творческую активность ребенка, удовлетворение его духовных потребностей. Ребенок впитывает в себя культуру, окружающую его, и, следовательно, культура руководителя и педагога является важным фактором в воспитании и обучении ребенка.

Анализ организационных культур различных дошкольных учреждений показывает, что существующие в них групповые стандарты часто далеки от совершенства и могут препятствовать развитию коллектива. Это относится и к устаревшим принципам и директивам, не имеющим в повседневной жизни никакого значения, и к практике поощрения нежелательного образа действий и наказания желательного. Примерами могут также служить существующие во многих педагогических коллективах нормы и стереотипы отношения к критике, участию коллектива в управлении, самоуправлению, инновациям и др.

Руководитель всех звеньев должен иметь не только мировоззренческие, деловые и прочие качества, но и личную культуру, чтобы создать коллектив управления с чертами высокой внутренней культуры. С другой стороны, необходимо обеспечить такие условия труда, которые не вступали бы в противоречие с внутренней культурой служащего.

Управленческая деятельность в современном дошкольном учреждении должна быть направлена на преодоление разрыва между существующим и необходимым состоянием педагогического процесса (Поздняк Л.В., Лященко Н.Н). Рассмотрение вопросов культуры управления дошкольным образовательным учреждением в аспекте научной организации управления обусловлено актуальностью таких проблем, как: механизм взаимодействия среды, объекта и субъекта управления; основные пути повышения эффективности управления; обучение организаторской культуре; совершенствование стиля работы, административного искусства.

На основании анализа научной литературы и практической деятельности руководителей ДУ нами была дана характеристика культуры управленческой деятельности применительно к руководителю дошкольного образовательного учреждения.

Культура управленческой деятельности руководителя, обеспечивающая высокий уровень управления, характеризуется нами как совокупность сформированных управленческих знаний, способов и форм управленческих действий, социально-значимых личных качеств руководителя, основанных на соответствующих нормах этики.

Для полного исследования культуры управленческой деятельности мы определили ее основные компоненты и показатели к ним. Компонентами выступают:

а) мировоззренческий компонент: