В педагогической литературе полно и всесторонне представлены основы социального управления (В.Г. Афанасьев, Д.М. Гвишиани, А.М. Омаров и др.), раскрыты теоретические основы управления образованием (В.И. Зверева, Ю.А. Конаржевский, В.С. Лазарев, М.М. Поташник, П.И. Третьяков, Т.И. Шамова и др.), основы управления дошкольным образовательным учреждением (Е.А. Аркина, А.К. Бондаренко, К.Ю. Белая, Л.В. Поздняк и др.).
Современные исследования в сфере управления образованием направлены на осмысление фундаментальных управленческих теорий и понятий, позволяющих качественно обновить системы подготовки и повышения квалификации руководителей образовательных учреждений. В ряду базовых управленческих понятий стоят понятия «управленческая культура», «культура управления», «культура управленческой деятельности».
В научной литературе понятие «культура» трактуется достаточно широко и многоаспектно, оно является сложным методологическим, междисциплинарным понятием (Арнольдов А.И., 1992; Каган М.С., 1996; Межуев В.М., 1968; Соколов Э.В., 1989). Общепризнанного же научного определения пока не сформулировано.
Согласно обоснованному М.С. Каганом подходу к введению понятия «культура» в систему философских категорий, культура рассматривается как целостный общественно-исторический и человечески деятельный феномен. При всей целостности и самостоятельности культура является подсистемой онтологической системы — системы бытия, включающей природу, общество, человека, культуру. Системообразующим фактором здесь выступает деятельность человека, имеющего одновременно природную и социальную сущность, творящего культуру и творимого ею.
Составляющие культуры могут быть выделены по различным основаниям. Культура может рассматриваться:
• как характеристика определенных исторических эпох (например, античная культура);
• как характеристика народов и наций (например, украинская культура);
• как особенности сознания, поведения и деятельности людей в конкретных сферах жизни (культура труда, художественная культура, культура речи и т.д.).
В научной литературе выделяются различные функциональные составляющие культуры: информационная культура специалиста (Д.И. Блюменау), социальная культура личности (Л.П. Буева), компьютерная культура человека (А.В. Прохоров). В этом ряду можно говорить и о культуре управленческой деятельности руководителя дошкольного образовательного учреждения.
В своем исследовании мы опираемся на характеристику культуры как особенности сознания, поведения и деятельности людей в управлении образованием. В этом случае рассматриваемое понятие «культура управленческой деятельности» находится в сфере культуры труда, организационной культуры в образовании. Но в то же время речь может идти о культуре личности как особом феномене, фундаментальном основании культуры общества, связующем звене развития личности и социокультурных процессов.
В соответствии с таким подходом к пониманию сущности управления, становится возможным исследование культуры управленческой деятельности руководителя дошкольного образовательного учреждения через изучение особенностей формирования, организации, согласования им межличностных отношений между субъектами.
Культуру управления можно рассматривать как комплексную обобщающую характеристику управленческого труда, отражающую его качественные черты и особенности. Культура управления включает совокупность знаний, их структуру и глубину, мировоззрение, морально-этические нормы работы, отношение к труду, навыки в организации работы и выполнении ее элементов, умение владеть собой и понимать особенности работающих рядом людей.
Руководитель дошкольного учреждения интересует нас в исследовании как личность и профессионал. Из всего многообразия отношений, в которые включен руководитель дошкольного учреждения, выделим отношения руководителя к себе как субъекту деятельности, личности и профессионалу. Изучение данной группы отношений дает возможность глубже понять сущность культуры управленческой деятельности руководителя.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.