Программа констатирующего эксперимента по исследованию уровня развития этической культуры управления персоналом у руководителей дошкольных учреждений, страница 21

Педагогика и психология изучают возможности и способы использования общей теории управления в педагогическом процессе повышения эффективности    управления    образовательными    учреждениями. Так К.Н. Ахлестин, Л.В. Поздняк, Т.И. Шамова уделили особое внимание личностно-ориентированному подходу в управлении образовательным учреждением; В.С. Лазарев, А.М. Моисеев, М.М. Поташник использовали принцип стратегического инновационного менеджмента;  В.И. Зверева, В.П. Симонов, П.И. Третьяков применили теорию менеджмента к управлению    учебно-воспитательным    процессом.

В исследованиях  А.К. Бондаренко, А.И. Васильевой, С.А. Козловой, Т.С. Комаровой, Л.В. Поздняк раскрыты педагогические основы управленческой деятельности руководителя детского сада, основные функции управленческого труда, вопросы руководства дошкольными образовательными учреждениями.

Но как показывает анализ, в педагогических исследованиях проблеме формирования этической культуры  управленческой деятельности руководителя дошкольного учреждения уделяется недостаточное внимание, рассматриваются лишь его отдельные прикладные   аспекты. В системе повышения квалификации не разработаны вопросы целевого ее развития. Вместе с тем многими авторами этический компонент оценивается как весьма значимый для повышения эффективности управления.

В своем исследовании мы опираемся на характеристику культуры как особенности сознания, поведения и деятельности людей в управлении образованием. В этом случае рассматриваемое понятие «культура управленческой деятельности» находится в сфере культуры труда, организационной культуры в образовании. Но в то же время речь может идти о культуре личности как особом феномене, фундаментальном основании культуры общества, связующем звене развития личности и социокультурных процессов.

В соответствии с таким подходом к пониманию сущности управления, становится возможным исследование культуры управленческой деятельности руководителя дошкольного образовательного учреждения через изучение особенностей формирования, организации, согласования им межличностных отношений между субъектами.

Культуру управления можно рассматривать как комплексную обобщающую характеристику управленческого труда, отражающую его качественные черты и особенности. Культура управления включает совокупность знаний, их структуру и глубину, мировоззрение, морально-этические нормы работы, отношение к труду, навыки в организации работы и выполнении  ее  элементов, умение владеть собой и понимать особенности работающих рядом людей.

Руководитель дошкольного учреждения интересует нас в исследовании как личность и

ПРОГРАММА КОНСТАТИРУЮЩЕГО ЭКСПЕРИМЕНТА

по исследованию уровня развития этической культуры управления

персоналом у руководителей дошкольных учреждений

Объект диссертационного исследования  - управленческая деятельность руководителя дошкольного образовательного учреждения.

Предмет диссертационного исследования - формирование этической культуры управленческой деятельности руководителей дошкольных образовательных учреждений в процессе их курсовой подготовки.

Цель исследования состоит в определении содержания и технологии, обеспечивающих формирование у руководителей дошкольного образовательного учреждения этической культуры управленческой деятельности.

   На этапе констатирующего эксперимента предметом нашего исследования  является общий уровень развития этической культуры управленческой деятельности руководителей дошкольных учреждений.

Анализу подвергаются следующие составляющие  этической культуры управления:

-  этика управленческой коммуникации руководителя (вербальный и невербальный  аспекты делового общения с персоналом и родителями):

а) этика слушания собеседника (подчиненных);

б) этика передачи информации.

-  этическая культура отношения к персоналу дошкольного учреждения и к родителям;

-  этическая культура межличностных взаимоотношений с членами трудового коллектива дошкольного учреждения;

- этическая культура  разрешения конфликтных ситуаций, возникающих в трудовом коллективе, а также между персоналом и родителями;

-этические аспекты планирования деятельности персонала дошкольного учреждения;