Программа констатирующего эксперимента по исследованию уровня развития этической культуры управления персоналом у руководителей дошкольных учреждений, страница 7

             Термин «культура управленческой деятельности» широко употребляется в теории и практике управления. «Культура» в словаре С.И. Ожегова характеризуется (одна из характеристик) как высший уровень чего-либо. В этом смысле слова «культура» входит в понятие «культура управленческой деятельности». Культура управленческой деятельности, таким образом, определяется как высокий качественный уровень управления и как высокий качественный уровень функционирования и развития организации.

Культура управленческой деятельности включает в себя компоненты: мировоззренческий, правовой, этический, психологический, эстетический, педагогический, экологический, экономический и т.д. В нашем исследовании мы  осуществили интеграцию культуры управленческой деятельности по шести базовым блокам, характеризующим мировоззренческую, правовую, этическую, эстетическую, педагогическую и психологическую культуру руководителя, применительно к дошкольному учреждению.

В исследованиях по проблеме управления образованием четко обозначается необходимость развития мировоззренческого компонента культуры управленческой деятельности. В управлении, как подчеркивает большинство вышеперечисленных исследователей, особое значение имеет гуманистическая парадигма руководителя, его потребность в освоении богатого человеческого опыта работы с людьми, оценка и выбор современной стратегии управления образовательным учреждением, освоение технологически гуманных подходов (личностно-ориентированных), системное видение развития процесса управления и человека в профессиональной деятельности.

В последние годы актуализировались качества руководителя, которые были незначительно востребованы в недавнем прошлом — самостоятельность, самодеятельность, творческая активность и инициатива. Мировоззрение руководителя, готовность его к решению стратегических, им же поставленных целей, в большей степени самостоятельная реализация программы развития образовательного учреждения, свобода выбора путей, средств и способов управленческой деятельности, высокая ответственность за принимаемые решения обеспечили новое качество руководства.

Значимость этической культуры управленческой деятельности для эффективного управления организацией в современном обществе подчеркивают практически все крупные специалисты в области управления, в том числе ученые и практики в управлении образованием (М. Альберт, К.Н. Ахлестин, М. Вудкок, В.И. Зверева, Д. Карнеги, Ю.А. Конаржевский, Р.Л. Кричевский, В.С. Лазарев, А.И. Пригожий, В.П. Симонов, С.Н. Паркинсон, П.И. Третьяков, М. Хедоури, Т.И. Шамова, К.М. Ушаков, Е.А. Ямбург, Л. Якокка и др.).

В.М. Шепель  считает, что основным элементом культуры управления является управленческое общение, а показателем управленческой культуры — стиль управления. Именно стиль управления позволяет обнаружить и оценить базовые личностные качества, управленческие средства, методы и приемы руководителя. В то же время стиль управления, являясь динамической характеристикой управленческой культуры, позволяет реально оценить нравственную культуру руководителя, гуманистические потенциалы его личности.

Обращает на себя внимание тот факт, что этические аспекты управленческой деятельности руководителя образовательного учреждения нередко исследуются в совокупности с исследованием педагогической этики руководителя-педагога, а также в контексте развития личностных нравственных и духовных начал в человеке. Этическая культура руководителя образовательного учреждения не может рассматриваться изолированно, автономно, вне профессионально-педагогического и личностного пространства управленца, так как сам процесс управленческого взаимодействия в учебно-воспитательном учреждении сопровождается трансляцией собственного поведения управленца, его этической культуры на профессионалов — педагогов и воспитанников — детей, подростков, юношей. Многочисленные исследования по проблеме управления образованием достаточно основательно отражают этот феномен (В.И. Безруков, Е.И. Безруков, А.К. Бондаренко, Р.С. Буре, В.А. Караковский, В.Ю. Кричевский, А.И. Осьминина, Л.В. Поздняк, М.М. Поташник, П.И. Третьяков, Т.И. Шамова и др.).