Программа констатирующего эксперимента по исследованию уровня развития этической культуры управления персоналом у руководителей дошкольных учреждений, страница 3

Этическая культура в целом часто становится объектом исследований философов, педагогов, психологов, социологов (В.В. Давыдов, Ю.А. Жданов, М.С. Каган, Н.И. Киященко, Н.Б. Крылова, Б.Т. Лихачев, Э.С. Маркарян,   А.П. Назаретян,   Э.А. Орлова,    М.Ф. Овсянников ). Вместе с тем многими авторами этический компонент оценивается как весьма значимый для повышения эффективности управления, однако рассматриваются лишь его отдельные прикладные   аспекты   (Ф. Альберт,   М.М. Вудкок,   М.М. Поташник, Л.В. Поздняк, Г. Форд,

Т.И. Шамова и др.).

В результате анализа литературы нами было установлено противоречие между объективно возросшими требованиями к формированию этической культуры управленческой деятельности у руководителя и недостаточной разработанностью данной проблемы в теории и практике системы повышения квалификации руководящих работников дошкольных учреждений. Существующее противоречие определяет актуальность темы нашего исследования «Формирование этической культуры управленческой деятельности у руководителей дошкольного образовательного учреждения».

Объектом нашего исследования выступает управленческая деятельность руководителя дошкольного образовательного учреждения.

Предметом исследования является формирование этической культуры управленческой деятельности руководителей дошкольных образовательных учреждений в процессе их курсовой подготовки.

Цель исследования состоит в определении содержания и технологии, обеспечивающих формирование у руководителей дошкольного образовательного учреждения этической культуры управленческой деятельности.


1.1. Проблема культуры управленческой деятельности в научной литературе

Интенсивные социально-политические и экономические изменения, происходящие в обществе, прямо или косвенно отражаются на функционировании и развитии всех государственных и общественных институтов, в том числе всех образовательных учреждений страны. Прежде всего, эти изменения касаются управления системой образования, руководства каждым учреждением системы образования.

В традиционной системе руководящая роль принадлежала централизованному управлению, а роль низовых коллективов была незначительна. В современных условиях все большее значение приобретает умение руководителя и всего персонала образовательного учреждения самостоятельно решать проблемы, возникающие в процессе организации деятельности.

Государство не уходит от управления сферой образования, но его участие становится все более опосредованным. Оно больше ориентируется на создание условий для решения проблем, чем на их прямое решение. Меняется и тип управления. Административное руководство уступает место социальному регулированию и самоуправлению. Такие изменения в практике управления образовательными учреждениями требуют более внимательного изучения и учета в управленческой практике специфики образовательной системы и протекающих в ней процессов, внутренних механизмов самоорганизации и саморегулирования коллективов учебно-воспитательных учреждений.

Совершенствование организации системы управления в значительной степени определяется уровнем подготовки руководителей к выполнению возложенных на них обязанностей. Большинство современных руководителей недостаточно знают теорию управления. Многие из них, привыкшие к экстенсивному подходу к своей работе, не понимают, что задачи, стоящие перед ними, будут постоянно усложняться, и решать их только путем увеличения рабочего времени и напряженности труда невозможно, так как человеческие ресурсы имеют определенный предел.

Характеризуя в целом состояние управления в образовании в прежние годы,     М.М. Поташник и А.М. Моисеев указывают на следующие моменты: «Слабость управленческой рефлексии в сочетании с ограниченными возможностями изменения ситуации делали для руководителя нормальной только позицию пользователя действующей системы управления, но не ее конструктора, проектировщика, автора» (Поташник М.М., Моисеев А.М., 1998. с.28).