Руководителю целесообразно осуществлять поддержку педагога в личностном самоутверждении.
Позитивный морально-психологический климат в педагогическом коллективе является показателем гармонизации отношений участников совместной деятельности. Среди основных признаков позитивного морально-психологического климата в дошкольном учреждении можно выделить следующие:
• атмосферу творческого поиска, творческой активности и самодеятельности руководителя, педагогов, детей;
• сотрудничество, сотворчество и взаимопомощь всех участников педагогического процесса;
• высокую культуру формального и неформального взаимодействия;
• удовлетворенность всех участников процессом и результатами взаимодействия.
Таким образом, гармонизация отношений может наблюдаться, когда взаимодействие участников педагогического процесса направлено на:
• согласование и координацию предметной деятельности руководителя, педагогов и воспитанников д / у; стимулирование их мотивации, интеллекта, чувств, воли;
• создание отношений взаимной привлекательности и совместимости, взаимопонимания, сопереживания;
• формирование общей, этической и коммуникативной культуры педагогов и детей.
Качество управленческой деятельности зависит от успешного управления взаимодействием, структура которого может быть представлена таким образом (Кан-Калик В.А., 1987. с.31):
• конкретизация спланированной системы предстоящего взаимодействия;
• уточнение условий и структура предстоящего общения;
• осуществление начальной стадии непосредственного общения;
• управление инициативой в системе начавшегося общения.
Гармонизация отношений обусловлена также психологическим компонентом управленческой деятельности. Успех взаимодействия руководителя и педагогов связан с профессиональным владением первым лингвистическими и паралингвистическими средствами, механизмами психологического воздействия (заражением, внушением, идентификацией и др.), многообразием управленческих средств, приемов и форм работы.
Осуществление гармонизации отношений дошкольного учреждения невозможно, если руководитель не обладает коммуникативной компетентностью, так как взаимодействие с персоналом составляет сущность управленческой деятельности.
Главную роль в решении коммуникативных задач, составляющих базу управленческого труда, играет развитый «социальный интеллект» (Г. Марлоу). Г. Марлоу, Д. Гилфордом и другими социальными психологами выделены следующие характерные особенности социального интеллекта (Рыданова И.И., 1998. с.27-28):
• просоциальная направленность, готовность к сотрудничеству, личностная заинтересованность в благе других;
• социальная самоэффективность, как ожидание успеха при решении межличностных проблем;
• эмпатический интерес и личное сострадание, обеспечивающие декодирование невербальных признаков эмоциональных переживаний;
• определенное ценностное отношение к себе и другим. Социальный интеллект, как особое свойство ума, позволяет понимать людей, проникать в мотивацию поведения и распознавать сущностные черты личности.
Руководитель, ориентирующийся на гармонизацию отношений, должен обладать целым комплексом развитых коммуникативных умений, такими, как:
• располагать к себе педагогов, детей;
• рефлексировать;
• прогнозировать развитие межсубъектных отношений;
• эффективно использовать вербальные и невербальные средства и механизмы психологического воздействия;
• руководствоваться принципами профессиональной этики и этикета;
• утверждать личностное достоинство каждого педагога и ребенка;
• организовывать совместную творческую деятельность;
• создавать благоприятную моральную атмосферу в дошкольном учреждении;
• гармонизировать внутренние и внешние проявления;
• быть артистичным, эстетически выразительным;
• приобщать педагогов и детей к высокой культуре взаимодействия, активизировать их эмоциональный тонус и оптимистическое мироощущение, переживание радости общения, чувства прекрасного;
• использовать разнообразие средств, методов, форм управленческого общения;
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.