Программа констатирующего эксперимента по исследованию уровня развития этической культуры управления персоналом у руководителей дошкольных учреждений, страница 16

Руководителю целесообразно осуществлять поддержку педагога в личностном самоутверждении.

Позитивный морально-психологический климат в педагогическом коллективе является показателем гармонизации отношений участников совместной деятельности. Среди основных признаков позитивного морально-психологического климата в дошкольном учреждении можно выделить следующие:

• атмосферу творческого поиска, творческой активности и самодеятельности руководителя, педагогов, детей;

• сотрудничество, сотворчество и взаимопомощь всех участников педагогического процесса;

• высокую культуру формального и неформального взаимодействия;

• удовлетворенность всех участников процессом и результатами взаимодействия.

Таким образом, гармонизация отношений может наблюдаться, когда взаимодействие участников педагогического процесса направлено на:

• согласование и координацию предметной деятельности руководителя, педагогов и воспитанников д / у; стимулирование их мотивации, интеллекта, чувств, воли;

• создание отношений взаимной привлекательности и совместимости, взаимопонимания, сопереживания;

• формирование общей, этической и коммуникативной культуры педагогов и детей.

Качество управленческой деятельности зависит от успешного управления взаимодействием, структура которого может быть представлена таким образом (Кан-Калик В.А., 1987. с.31):

• конкретизация спланированной системы предстоящего взаимодействия;

• уточнение условий и структура предстоящего общения;

• осуществление начальной стадии непосредственного общения;

• управление инициативой в системе начавшегося общения.

Гармонизация отношений обусловлена также психологическим компонентом управленческой деятельности. Успех взаимодействия руководителя и педагогов связан с профессиональным владением первым лингвистическими и паралингвистическими средствами, механизмами психологического воздействия (заражением, внушением, идентификацией и др.), многообразием управленческих средств, приемов и форм работы.

Осуществление гармонизации отношений дошкольного учреждения невозможно, если руководитель не обладает коммуникативной компетентностью, так как взаимодействие с персоналом составляет сущность управленческой деятельности.

Главную роль в решении коммуникативных задач, составляющих базу управленческого труда, играет развитый «социальный интеллект» (Г. Марлоу). Г. Марлоу, Д. Гилфордом и другими социальными психологами выделены следующие характерные особенности социального интеллекта (Рыданова И.И., 1998. с.27-28):

• просоциальная направленность, готовность к сотрудничеству, личностная заинтересованность в благе других;

• социальная самоэффективность, как ожидание успеха при решении межличностных проблем;

• эмпатический интерес и личное сострадание, обеспечивающие декодирование невербальных признаков эмоциональных переживаний;

• определенное ценностное отношение к себе и другим. Социальный интеллект, как особое свойство ума, позволяет понимать людей, проникать в мотивацию поведения и распознавать сущностные черты личности.

Руководитель, ориентирующийся на гармонизацию отношений, должен обладать целым комплексом развитых коммуникативных умений, такими, как:

• располагать к себе педагогов, детей;

• рефлексировать;

• прогнозировать развитие межсубъектных отношений;

• эффективно использовать вербальные и невербальные средства и механизмы психологического воздействия;

• руководствоваться принципами профессиональной этики и этикета;

• утверждать личностное достоинство каждого педагога и ребенка;

• организовывать совместную творческую деятельность;

• создавать благоприятную моральную атмосферу в дошкольном учреждении;

• гармонизировать внутренние и внешние проявления;

• быть артистичным, эстетически выразительным;

• приобщать педагогов и детей к высокой культуре взаимодействия, активизировать их эмоциональный тонус и оптимистическое мироощущение, переживание радости общения, чувства прекрасного;

• использовать разнообразие средств, методов, форм управленческого общения;