Остановимся на характеристиках тех компонентов, которые испытуемые считают основными.
Психологический компонент. В целом можно отметить, что руководители дошкольных учреждений считают развитие всех показателей психологического компонента культуры управленческой деятельности важным условием эффективного управления. Средний балл по данному компоненту самый высокий как у заведующих дошкольных учреждений (4,76), так и у методистов (4,74) (место ранг 1).
Здесь следует отметить тот факт, что в современное время подготовка и переподготовка кадров для дошкольных учреждений строится в направлении увеличения числа занятий по психологическому циклу дисциплин (в институтах, университетах, ФПК, ИПК и т.д.)
Среди показателей данного компонента наиболее значимым, по мнению всех респондентов, является «оперативное разрешение конфликтных ситуаций». Этот показатель получил абсолютный балл (5,0) в группе заведующих и близкий к абсолютному баллу у методистов (4,9). Методисты также высоко оценивают такой психологический показатель управленческой деятельности как создание благоприятного микроклимата в коллективе (4,9).
Этический компонент. Показатели по данному компоненту несколько выше у методистов (2-е место, средний балл 4,46), чем у заведующих (3-е место, 4,40).
Как мы, отмечали выше, методист чаще взаимодействует непосредственно с персоналом, что позволяет работающим в дошкольном учреждении педагогам оценивать его этические качества в процессе общения. Такая оценка может способствовать либо препятствовать эффективности деятельности методиста. Это подтверждает тот факт, что этический компонент в деятельности методиста тесно связан с педагогическим.
Наиболее важным показателем этического компонента обе группы респондентов считают «доброжелательное отношение к персоналу и другим людям». В то же время «личное выполнение норм и правил гуманистической морали» занимает лишь третье место среди показателей этического компонента, влияющих на эффективность управления.
Тем не менее, руководители дошкольных учреждений считают, что продуктивное управление возможно только в случае достаточно высокого развития у них нравственных качеств, на которые в настоящее время непременно ссылаются при оценке и вышестоящие кураторы руководства и персонал дошкольного учреждения.
Правовой компонент. В оценке значения правового компонента культуры управленческой деятельности наблюдаются значимые различия между заведующими (2-е место) и методистами дошкольного учреждения (4-е место), что, как мы отмечали выше, связано с особенностями их деятельности.
Педагогический компонент занимает устойчивый промежуточный ранг (4-е место, 4,07 — заведующие, 3-е место, 4,40 — методисты), что адекватно отражает понимание руководителями его потенциалов в управлении. Как правило, руководитель не всегда четко разделяет этические, психологические и педагогические аспекты управленческой деятельности, в силу чего педагогический аспект недооценивается руководителями различных организаций. Кроме того, нередко управленцы любого ранга предпочитают авторитарный стиль руководства, считая недостойным «церемониться» с подчиненными. Основными руководители дошкольных учреждений считают такие показатели педагогического процесса как «использование инициативы и самодеятельности каждого работника», «учет интересов и потребностей каждого работника», «использование воспитательных технологий», что соответствует особенностям деятельности заведующих и методистов дошкольных учреждений, организующих воспитательный процесс и педагогическое взаимодействие.
Эстетический компонент имеет меньшие ранговые показатели по сравнению с вышеописанными компонентами культуры управленческой деятельности как у заведующих (3,99), так и у методистов (4,01).
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.