Программа констатирующего эксперимента по исследованию уровня развития этической культуры управления персоналом у руководителей дошкольных учреждений, страница 18

Культура речевого взаимодействия проявляется в приглашении педагогов к сотрудничеству, сотворчеству. Речевое обращение к коллегам по совместной деятельности должно быть четко, доступно выражено руководителем, а также понято и принято персоналом. Для руководителя это должно выражаться не через формы принуждения, а через приглашение, пожелание, совет и т.д. Культура речи руководителя дошкольных учреждений обнаруживается через стиль, правильность, точность и ясность речи.

Нередко эффективность управления снижается в связи с плохой ориентировкой руководителя в стилях речи. В современном русском языке существуют пять функционирующих стилей: художественный, публицистический, официально-деловой, научный, разговорно-бытовой. Каждому из них присущи определенные особенности, набор специфических языковых средств, употребляемых в строго определенных сферах общения.

Стиль речи отражается в ее звучании, импровизации, эмоциональности. Отсутствие творческого отношения к речевому взаимодействию приводит отношения между руководителями и работниками дошкольных учреждений к стереотипным формам приветствия, развития речевого общения, снижению эмоционального тонуса участников педагогической деятельности.

Для многих педагогов авторитет руководителя связан с качеством стиля речи, в том числе убедительностью речи заведующего или методиста. Мало эмоциональная, неубедительная речь снижает эстетическую привлекательность руководителя, его авторитет.

Речь многих руководителей обнажает узость их кругозора, низкий уровень профессионализма, слабое развитие эмоциональной и волевой сфер личности, неопределенность их суждений, мировоззрения и, в целом, направленность личности. Отдельные слова, речевые выражения могут резко повлиять на имидж руководителя.

Важную роль играет речь в передаче управленческой информации. Руководителю необходимо понимать, что от четкости, ясности его речи зависит успех деятельности трудового коллектива и отдельных его работников (педагогов). Речь должна быть адекватна ситуации. В педагогической практике она должна стимулировать у персонала готовность к выполнению задания, личную ответственность и культуру педагогической деятельности и взаимодействия с детьми.

Личная культура руководителя, выраженная посредством речи, предполагает культуру диалога с каждым работником и коллективом дошкольного учреждения в целом.

Диалогизм проявляет направленность руководителя на демократический стиль управления. Умело организованный диалог позволяет руководителю решать многообразные управленческие задачи: устанавливать деловые отношения в коллективе, выявлять вариативные подходы в трактовке обсуждаемых проблем на основе обратной связи, своевременно вносить коррективы в свои действия и т.д. Диалогическая ориентированность — существенный показатель культуры речевого поведения руководителя, его этической культуры в целом. Мастерство диалога руководителя с подчиненными характеризует профессионализм и культуру управления. Назначение коммуникативного диалога — ориентирование и мобилизация персонала на решение предстоящих задач.

Личная культура руководителя проявляется и в развитии его эстетического сознания. Эстетические чувства, оценки, взгляды, эстетические идеалы сопровождают внутреннюю жизнь человека и проявляются в различных формах его жизнедеятельности, включая профессиональную.

Развитая эмоциональная сфера личности руководителя позволяет более тонко и чутко обнаруживать сбои в управлении, выявлять слабые места в деятельности дошкольного учреждения, устанавливать личностно-ориентированные отношения с персоналом, учитывая интересы и потребности сотрудников.

Эмоционально чуткий руководитель строит свою деятельность на базе сотворчества, сотрудничества с педагогами. Он искусно стимулирует творческую активность и профессиональную самодеятельность коллег, объединяя всех для решения сложных управленческих и воспитательных задач.

Ощущение руководителем гармонии и красоты окружающего мира и людей способствует адекватному восприятию человека и его труда, пониманию индивидуальных различий педагогов, обнаружению сильных и слабых сторон работников, выявлению оптимальных путей и способов управления коллективом дошкольного учреждения.