Мировоззренческий компонент культуры управленческой деятельности занимает последнее (6-е) ранговое место в ряду значимых для повышения эффективности управления компонентов. Значимость мировоззренческого компонента культуры управленческой деятельности еще не всегда постигается и востребуется современным руководителем на уровне менеджерской деятельности заведующего Д/У и методиста (среднее и низшее звено управления), так как они считают, что решение стратегических задач организации осуществляется высшим руководством. Руководители вышестоящих организаций, вероятно, не всегда верно оценивают значимость развития мировоззренческого компонента управления у своих подчиненных (на уровне заведующего и методиста) или не проявляют заинтересованности в развитии данного компонента у руководителей дошкольных учреждений.
Однако следует отметить, что управленцы дошкольного учреждения высоко оценивают значимость для эффективного управления объективной оценки руководителем состояния своей деятельности (4,78 — у заведующих, и 4,73 — у методистов).
3) Заканчивая анализ особенностей понимания руководителями дошкольного учреждения важности отдельных компонентов культуры управленческой деятельности для эффективного управления, отметим, что все эти компоненты взаимосвязаны. Но так как объектом нашего исследования является этический компонент, произведем анализ его связи с другими компонентами управленческой деятельности.
Из пяти выделенных нами показателей данного компонента наибольшее значение (по мнению опрошенных руководителей д / у) имеют:
• личная культура руководителя (4,75 у заведующих, 4,82 у методистов);
• ориентация на гармонизацию отношений с участниками педагогического процесса (4,57 и 4,58 соответственно);
• эстетизация среды жизнедеятельности д / у (4,08 и 4,16 соответственно).
Мы считаем целесообразным проанализировать потенциальные возможности этического компонента культуры управленческой деятельности руководителя дошкольного учреждения в повышении эффективности управления дошкольным образовательным учреждением.
Проведя анализ научной литературы и состояния управленческой практики современных дошкольных учреждений, мы установили, что педагогические теория и практика более всего акцентируют внимание на общих аспектах управленческой деятельности руководителя, а также психологическом, этическом, правовом компонентах управления.
В педагогической теории и практике слабо выделяется роль этического компонента культуры управленческой деятельности руководителя образовательного учреждения, в частности, дошкольного.
Этическая культура личности характеризуется учеными как единство этических знаний, убеждений, чувств, навыков и норм деятельности и поведения (Печко Л.П., 1991. с. 13).
Формирование этической культуры управленческой деятельности руководителя означает целенаправленное, постепенное и последовательное приближение к наивысшей степени развития всей системы его качеств как личности и профессионала.
Структурные элементы этической культуры функционально связаны. Знания определяют кругозор личности; убеждения — направленность этических оценок, взглядов, вкусов, мировоззренческой позиции в целом; этические чувства — проявление интеллигентности; этические нормы выступают как инструменты регуляции практики (Крылова Н.Б., Печко Л.П., 1986. с.7).
Этическая культура выполняет определенные функции: информационно-познавательная функция связана с реализацией знаний личности; ценностно-функциональная — с реализацией этических убеждений; деятельностно-волевая — с реализацией этических способностей, которые определяют социально-творческую направленность этической культуры; коммуникативно-регулятивная функция выступает как модель эмоциональной и нормативной саморегуляции поведения и деятельности личности.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.