Программа констатирующего эксперимента по исследованию уровня развития этической культуры управления персоналом у руководителей дошкольных учреждений, страница 8

Педагогическая культура управленческой деятельности руководителя образовательного учреждения, как правило, рассматривается в контексте его профессионально-педагогической компетентности. Авторы многочисленных исследований по проблеме управления образованием отмечают, что знание руководителем человека предполагает способность актуализировать весь свой личностный и профессиональный резерв, направив его на стимулирование у персонала потребности в самосовершенствовании и самореализации собственных творческих потенциалов.

Управленческая деятельность не может быть эффективной, если у руководителя отсутствуют способности к выбору целей, содержания, методов, средств и форм организации учебно-воспитательной работы, если он не развивает воспитательные отношения, не актуализирует у персонала (педагогов) интереса к профессиональному самообразованию, не формирует у них потребность в самодеятельности и творческой активности в педагогической работе.

Целевая направленность руководителя образовательного учреждения на постоянное обновление имеющихся у педагогов профессиональных знаний, умений, отношений характеризует педагогическую культуру руководителя. Этот аспект культуры управленческой деятельности проявляется и в системном обеспечение коллективного труда педагогов, в ориентации участников педагогического процесса на установление партнерских отношений с воспитанниками, в развитии соуправления и самоуправления в образовательном учреждении, в формировании неформального взаимодействия педагогов и детей, обеспечивающего устойчивую связь личности взрослого и ребенка, нуждающегося в совместной продуктивной деятельности и общении.

Педагогическая культура руководителя проявляется в принятии на себя ответственности за процесс обучения и воспитания не только персонала, но и детей, если не по прямой связи с ними, то по косвенным каналам. Педагогическая культура руководителя, таким образом, представляет собой интегративное образование, позволяющее свести воедино личностные качества, профессионально-педагогическую компетентность и культуру развития педагогических отношений с персоналом образовательного учреждения и детьми. Достаточно широко в управленческой литературе в целом, и в управленческой литературе по образованию освещены вопросы, связанные с влиянием на эффективность управления психологического компонента культуры управленческой деятельности (Р.Л. Кричевский, Е.В. Руденский и др.). Психология управления позволила по-новому подойти к решению управленческих проблем, раскрывая закономерности и условия эффективного взаимодействия руководителя с персоналом в управленческой деятельности. Именно благодаря интенсивной теоретической и технологической проработке всего спектра действий руководителя удалось превратить процесс управления в творческий процесс, характер функционирования и развитие которого обеспечивается в первую очередь руководителем, обладающим высоким уровнем профессионализма, развитыми человеческими качествами.

Наличие этической культуры управленческой деятельности позволяет руководителю осуществлять планирование на основе видения гуманистических перспектив в управлении персоналом, в частности в соблюдении сбалансированного режима труда и отдыха, позволяющего повышать эффективность педагогической деятельности за счет поддержания высокой работоспособности персонала; на основе гармоничного сочетания различных видов управленческой и образовательной деятельности и т.п.

Этическая культура управленческой деятельности руководителя позитивно влияет на процесс организации совместной жизнедеятельности всех участников образовательно-воспитательного процесса; «организационная деятельность заключается в распределении действий, которые следует предпринять для достижения целей предприятия, между отдельными работниками и группами с одновременной фиксацией связей между ними» (Афанасьева Т.П., Ерошин В.И); этическая культура управленческой деятельности руководителя позволяет осуществлять процесс гармонизации отношений с педагогами, детьми, родителями,  влияет на развитие педагогической системы, позитивно сказывается на обучении и воспитании детей без снижения уровня психического и физического здоровья педагогов и детей.