• выбирать оптимальный стиль руководства;
• соблюдать такт в отношениях с участниками педагогического процесса.
Направленность руководителя д/у на гармонизацию отношений в коллективе всегда связана с проблемой предупреждения и преодоления конфликтов.
Знание основ конфликтологии и способность к ликвидации конфликтов в практической деятельности являются необходимыми условиями гармонического развития отношений. Бесконфликтной человеческой среды не существует, но противостояние работников дошкольного учреждения, вызывающее нравственные и психологические потери, недопустимо. Контролируемые противоречия играют позитивную роль, стимулируя переход субъектов педагогического процесса из одного качественного состояния (интеллектуального, волевого, эмоционального), в другое, способствуя самосовершенствованию, гармонизации межсубъектного взаимодействия. Гармонизация взаимоотношений помогает обретению общих интересов и совпадению целей участников совместной воспитательно-образовательной деятельности.
Преодоление противоречий между руководителем и персоналом, между самими педагогами требует высокой личной эстетической и коммуникативной культуры руководителя. При этом доминантой выступает использование гуманистических технологий, отказ от авторитарности, организация личностно-ориентированного взаимодействия с педагогами и детьми, когда разрешение разногласий опирается не столько на расхождение между сторонами, сколько на поиски единства того, что может сблизить руководителя дошкольного учреждения с персоналом и воспитанниками, направленность на совместное решение проблем.
Управленческий конфликт является отражением противоречивости совместной деятельности участников педагогического процесса в дошкольном учреждении. Своевременно разрешенный конфликт побуждает все стороны к самоанализу, ведет к взаимопониманию и гармонизации отношений в д/у. Культура разрешения конфликтов повышает интеллектуальную, эмоциональную и волевую активность участников совместной педагогической деятельности, ведет к гармонизации отношений между ними. В этом процессе сказывается управленческий профессионализм руководителя дошкольного учреждения, высокий уровень его общей и эстетической культуры.
Личная культура руководителя. Личная культура руководителя может проявляться через культуру речи и невербальное поведение, а также посредством развития эстетического сознания человека, проявляющегося в эстетических чувствах, оценках, взглядах, наличии у руководителя эстетических идеалов.
Культура руководителя дошкольного учреждения проявляется в его речи и невербальном поведении. В успешном управлении немаловажную роль играет речь руководителя. Речевой этикет представляет собой использование системы национально-специфических стереотипов, устойчивых формул общения, предназначенных для установления и поддержания контактов и избранной тональности. Этико-эстетическую основу речевого поведения составляют гуманизм, вежливое и уважительное отношение к окружающим людям независимо от их возраста и профессиональной компетентности.
Речевой этикет обеспечивает культуру включения, поддержания, переключения внимания собеседника, окончания контакта, выражение признательности, согласия, несогласия, удовлетворения, сожаления, сочувствия и т.д.
Важное значение в управленческой деятельности играет вступление в контакт с персоналом. С помощью традиционных формул вежливости руководитель заражает педагогов оптимистическим мироощущением, задает необходимый тон взаимодействию — сугубо деловой, рабочий, дружеский или интимный.
«Речевая настройка» способствует дальнейшему установлению контакта руководителя с персоналом. Жесткое, стереотипное программирование речевого управленческого воздействия редко приносит признание руководителю дошкольного учреждения и эффект в работе.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.