Программа констатирующего эксперимента по исследованию уровня развития этической культуры управления персоналом у руководителей дошкольных учреждений, страница 6

Своеобразные подходы к изучению сущности управленческой культуры предлагают социологи. Н.С. Речкин считает, что если «наиболее полную характеристику управленческой культуры может дать интеграция, в определенной организации, совокупности управленческих отношений и системы управленческой деятельности, то можно предположить следующую модель их взаимодействия».

Управленческая культура включает в себя, в качестве собственных предпосылок и в виде целостных образований, следующее:

• организационную культуру как сложное взаимодействие двух сторон. С одной стороны — это культура ориентации на определенный тип организации и обоснованный выбор социальных механизмов, позволяющий эффективно решать целевые задачи организации, охраняя при этом и качество целостности. С другой стороны ее можно рассматривать как совокупность ментальных и праксиологических характеристик, воплощенных в специфической для данной организации системе ценностей, представлений, символов, норм и образцов поведения, разделяемых всеми ее членами.

• культуру управления — как систему, регламентирующую управленческие усилия по принятию управленческого решения и его выполнения посредством выполнения, в определенной последовательности, управленческих функций.

• модель управления — как способ интеграции на определенной методологической основе организационной культуры и культуры управления.

• профессиональную, культуру управленца — поскольку «минимальным нерасчлененным носителем социального системного качества является человек» (Афанасьев В.Г).

Управленческая культура руководителя нередко отождествляется с профессиональной компетентностью руководителя. Но это не совсем точно. Под профессиональной компетентностью руководителя в сфере образования целесообразно понимать «глубокое знание им педагогического процесса, экономики и социологии образования, научных основ управления и умения применять эти знания в своей повседневной практической деятельности» (Пищулин Н.П).

Руководители образовательных учреждений не должны нарушать определенные условия оптимального управления. Уровень управленческих действий, их эффективность зависят от руководителя, его лидерских качеств, умения уловить ситуацию, спрогнозировать развитие событий, принять правильное решение и провести его в жизнь.

Л.В. Поздняк и Н.Н. Лященко выделяют следующие профессиональные и личностные качества руководителя ДУ, обеспечивающие успешное сотрудничество с персоналом для достижения общих целей:

1. Уровень социальной зрелости личности (его социальные установки, социальная активность, способность оценивать хозяйственные решения и свои действия с учетом интересов людей).

2. Профессиональная ориентация, т.е. ориентация на выполнение определенного вида работы, «мощность» побудителей именно к этой деятельности, уровень его притязаний.

3. Социально-психологическая ориентация личности, в частности, склонность к определенному способу устройства личной жизни и к определенной манере взаимодействия с другими людьми.

4. Деловые качества человека, т.е. его способность без суетливости и личных усилий добиваться достижения определенных практических результатов за короткое время.

5. Интеллектуально-психологические возможности работника, среди которых гибкость его мышления и сила воли, творческий потенциал и способность к риску, инициативность и трезвый расчет занимают первое место.

6. Исследовательская активность.

7. Коммуникативные свойства человека — способности к продуктивному общению с людьми независимо от того, каковы эти люди и каковы его отношения с ними.

8. Этические установки работника, обусловливающие его отношение к людям и формы его поведения в служебной обстановке.

9. Способности перестраиваться психологически в связи с изменениями внешних условий деятельности» (Л.В. Поздняк, Н.Н. Лященко).