Программа констатирующего эксперимента по исследованию уровня развития этической культуры управления персоналом у руководителей дошкольных учреждений, страница 15

Этическая культура в некоторой степени детерминирует содержание, форму, объем, продуктивность управленческой деятельности руководителя, а этические отношения определяют основные направления развития этой деятельности, ее избирательность.

К основным показателям этического компонента культуры управленческой деятельности руководителя дошкольного учреждения можно отнести: направленность его на гармонизацию отношений с персоналом (педагогическим составом и техническими работниками), воспитанниками и родителями, этическую привлекательность руководителя, личную культуру руководителя.

Направленность руководителя на гармонизацию отношений в дошкольном учреждении. Эмоциональное самочувствие участвующих в совместной деятельности людей определяется характером развития отношений руководителя с персоналом.

Направленность руководителя на гармонизацию отношений всех участников управленческой и педагогической деятельности служит индикатором качества управления дошкольного учреждения. Гармонизация отношений представляется большинством исследователей как искусство взаимодействия и красота отношений между людьми, выраженная в характере обращения друг к другу, ориентации на уважение личности собеседника в любом виде и на любом этапе взаимодействия. Процесс гармонизации отношений в коллективе предполагает направленность управленческой деятельности на развитие гуманистических отношений между участниками педагогического процесса, на создание благоприятных условий для протекания их совместной творческой деятельности в различных видах и формах.

Развитию продуктивных формальных и неформальных отношений между руководителями и педагогами способствуют гармонизация целей и мотивов их, совместного труда, понимание смысла их профессиональной деятельности, ориентация на взаимопомощь и поддержку.

Гармонизация отношений между руководителем и персоналом дошкольного учреждения предполагает высокую личную культуру всех участников педагогического процесса, знание ими базовых положений этикета, наличие опыта совершенствования своих  этических, эстетических интеллектуальных начал, личное творчество в педагогической деятельности и отношениях с коллегами.

Этика отношений между руководителем и педагогами проявляется, как правило, не только во внешнем дружелюбии, но характеризуется внутренней гармонией этих отношений. Сам процесс гармонизации отношений ориентирует руководителя на использование в практике нравственно-этических принципов, характеризующих и определяющих поступки, поведение каждого участника образовательно-воспитательной деятельности. Стимулируя потребности у работника дошкольного учреждения в развитии этической культуры, руководитель тем самым использует резервы для эффективного решения личных и профессиональных проблем, стоящих перед ним и педагогами.

Руководитель дошкольного учреждения для повышения эффективности управления может продуктивно использовать гуманистическое личностно-ориентированное взаимодействие, основу которого составляют высокие этические нормативы и нравственные императивы.

Гармонизация отношений предполагает учет тех потребностей, которые побуждают педагогов вступать в активное взаимодействие с руководителем дошкольного учреждения. А. Маслоу выделил базовые потребности человека. К ним он относил потребности в контактах, любви, признании, самоактуализации. Руководителю, ориентированному на гармонизацию отношений между участниками совместной деятельности, целесообразно опираться на указанные А. Маслоу человеческие потребности.

Заведующий и методист дошкольного учреждения должен учитывать также потребности персонала:

• в доброжелательном уважительном отношении;

• в сотрудничестве, сотворчестве;

• во взаимопонимании и сопереживании.

Конфликтность педагогов обычно связывается исследователями с неудовлетворенностью работников своим социальным статусом и взаимодействием с руководством дошкольным учреждением, а также отсутствием возможности актуализировать личностные качества и творческие потенциалы в профессиональной деятельности.