Программа констатирующего эксперимента по исследованию уровня развития этической культуры управления персоналом у руководителей дошкольных учреждений, страница 10

• опора в управлении на базовые принципы философии гуманизма;

• наличие связи между принятием руководителем управленческих решений и изменениями социума;

• целевая реализация современных (системного, деятельностного, и личностного) подходов в управлении;

• рассмотрение управления как творческой, ориентированной на преобразование окружающего мира, людей, себя деятельности;

• объективность оценки состояния управленческой практики.

       б) правовой компонент:

• наличие у руководителя базовых юридических знаний;

• оперативное использование нормативных правовых актов в решении управленческих проблем;

• творческая трактовка основных нормативных правовых актов в управленческой работе;

• наличие у руководителя потребности в стимулировании у персонала начальной правовой подготовки;

• правовая оценка руководителем своих действий и личной ответственности;

       в) этический компонент:

• выполнение норм и правил гуманистической морали;

• использование личностно ориентированного подхода в управлении;

• наличие у руководителя нравственных качеств и проявление их в работе;

• характер поведения руководителя во взаимодействии с персоналом;

• уважение руководителем чести и достоинства своих подчиненных;

      г) эстетический компонент:

• ориентация на гармонизацию отношений с персоналом;

• эстетическая привлекательность (что проявляется в одежде, внешнем облике, поведении руководителя);

• личная культура руководителя;

• потребность в эстетизации профессиональной деятельности;

• потребность в эстетизации среды жизнедеятельности дошкольного учреждения;

       д) педагогический компонент:

• использование гуманистических воспитательных технологий;

• стимулирование у персонала потребности в самообразовании и самовоспитании;

• применение активных форм и методов обучения персонала;

• использование инициативы и самодеятельности (субъектной активности) персонала;

• учет интересов и потребностей каждого члена коллектива. е) психологический компонент:

• развитие благоприятного для совместной деятельности морально-психологического климата;

• использование различных стилей руководства;

• готовность к оперативному предупреждению и преодолению конфликтов;

• способность руководителя к рефлексии и эмпатии;

• ориентация руководителя на самосовершенствование собственных личностных качеств и профессиональной подготовки.

Формирование у руководителей дошкольных образовательных учреждений культуры управленческой деятельности процесс сложный, затрагивающий многочисленные аспекты личностного роста и профессионального развития управленца. Педагогическая теория и практика подтверждают значимость всестороннего развития руководителя дошкольного учреждения для эффективного управления.

Изучение культуры управленческой деятельности как сложного, системного свойства личности руководителя дает основания для избрания в качестве наиболее адекватного метода исследования проблемы формирования этической культуры управленческой деятельности системного анализа. Нами было проведено анкетирование 120 человек (60 заведующих и 60 методистов) из числа руководящего состава дошкольных учреждений. Степень значимости фактора респонденты оценивали по пятибальной системе. В колонки мы заносили суммарные результаты и средний бал. Полученные данные нами приведены в таблице 1.

Таблица 1.

Оценка степени значимости различных компонентов культуры управленческой деятельности руководителя дошкольного учреждения (КУД) и их основных показателей