• опора в управлении на базовые принципы философии гуманизма;
• наличие связи между принятием руководителем управленческих решений и изменениями социума;
• целевая реализация современных (системного, деятельностного, и личностного) подходов в управлении;
• рассмотрение управления как творческой, ориентированной на преобразование окружающего мира, людей, себя деятельности;
• объективность оценки состояния управленческой практики.
б) правовой компонент:
• наличие у руководителя базовых юридических знаний;
• оперативное использование нормативных правовых актов в решении управленческих проблем;
• творческая трактовка основных нормативных правовых актов в управленческой работе;
• наличие у руководителя потребности в стимулировании у персонала начальной правовой подготовки;
• правовая оценка руководителем своих действий и личной ответственности;
в) этический компонент:
• выполнение норм и правил гуманистической морали;
• использование личностно ориентированного подхода в управлении;
• наличие у руководителя нравственных качеств и проявление их в работе;
• характер поведения руководителя во взаимодействии с персоналом;
• уважение руководителем чести и достоинства своих подчиненных;
г) эстетический компонент:
• ориентация на гармонизацию отношений с персоналом;
• эстетическая привлекательность (что проявляется в одежде, внешнем облике, поведении руководителя);
• личная культура руководителя;
• потребность в эстетизации профессиональной деятельности;
• потребность в эстетизации среды жизнедеятельности дошкольного учреждения;
д) педагогический компонент:
• использование гуманистических воспитательных технологий;
• стимулирование у персонала потребности в самообразовании и самовоспитании;
• применение активных форм и методов обучения персонала;
• использование инициативы и самодеятельности (субъектной активности) персонала;
• учет интересов и потребностей каждого члена коллектива. е) психологический компонент:
• развитие благоприятного для совместной деятельности морально-психологического климата;
• использование различных стилей руководства;
• готовность к оперативному предупреждению и преодолению конфликтов;
• способность руководителя к рефлексии и эмпатии;
• ориентация руководителя на самосовершенствование собственных личностных качеств и профессиональной подготовки.
Формирование у руководителей дошкольных образовательных учреждений культуры управленческой деятельности процесс сложный, затрагивающий многочисленные аспекты личностного роста и профессионального развития управленца. Педагогическая теория и практика подтверждают значимость всестороннего развития руководителя дошкольного учреждения для эффективного управления.
Изучение культуры управленческой деятельности как сложного, системного свойства личности руководителя дает основания для избрания в качестве наиболее адекватного метода исследования проблемы формирования этической культуры управленческой деятельности системного анализа. Нами было проведено анкетирование 120 человек (60 заведующих и 60 методистов) из числа руководящего состава дошкольных учреждений. Степень значимости фактора респонденты оценивали по пятибальной системе. В колонки мы заносили суммарные результаты и средний бал. Полученные данные нами приведены в таблице 1.
Оценка степени значимости различных компонентов культуры управленческой деятельности руководителя дошкольного учреждения (КУД) и их основных показателей
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.