Программа констатирующего эксперимента по исследованию уровня развития этической культуры управления персоналом у руководителей дошкольных учреждений, страница 12

           Далее нас интересовал вопрос, какое значение  придают руководители дошкольных учреждений различным компонентам управленческой культуры, которые по их мнению в наибольшей степени  влияют на повышение эффективности управления учреждением. Эти данные приведены нами в таблице 2.

Таблица 2

Оценка значимости отдельных компонентов культуры управленческой деятельности в повышении эффективности управления у заведующих и методистов дошкольных учреждений

Компоненты культуры управленческой деятельности

Заведующие

(60 человек)

Методисты

(60 человек)

Разность между баллами

Общий средний балл

Общее место ранг

Ср. балл

Место ранг

Ср. балл

Место ранг

I

Мировоззренческий

3.98

6

3,93

6

0,05

3,95

6

II

Правовой

4,51

2

4,29

4

0,22

4,40

3

III

Этический

4,40

3

4,46

2

-0,06

4,43

2

IV

Эстетический

3,99

5

4,01

5

-0,02

4,00

5

V

Педагогический

4,07

4

4,40

3

-0,37

4,23

4

IV

Психологический

4.76

1

4,74

1

0,02

4,75

1

Анализируя полученные данные, выделим ряд позиций:

Ранговое оценивание значения отдельных компонентов культуры управленческой деятельности руководителя для повышения эффективности управления дошкольного учреждения позволяет сделать вывод о том, что для руководителей среднего и нижнего звена наиболее важными компонентами являются психологический (1 ранговое место), этический (2 ранг) и правовой (3 ранг).

В то же время полученные результаты позволяют говорить о различиях в понимании значимости различных компонентов культуры управленческой деятельности у заведующих и методистов дошкольных учреждений.

Так, в отличие от психологического компонента, поставленного на первое ранговое место обеими группами респондентов, этический компонент имеет более высокий ранговый показатель у методистов, чем у заведующих (соответственно 2 и 3), а правовой наоборот (заведующие — 2, методисты — 4). Действительно, заведующему необходимо знать все правовые, юридические нюансы для эффективного руководства дошкольного учреждения на всех уровнях управления (включая управление внешней средой по отношению к дошкольному учреждению), в то время как методист имеет менеджерские функции, направленные более на управление внутренней средой организации дошкольного учреждения. Для методистов правовой компонент не является определяющим эффективность их деятельности. Он служит основой оценки руководителем своих действий (показатель «систематическая правовая оценка руководителем своих действий имеет средний балл 4,86). Однако, и заведующему, и методисту необходимы правовые знания, они заинтересованы в их освоении, поэтому подчеркивают значимость таковых для эффективного управления дошкольным учреждением (средний балл соответственно 4,85; 4,58).

Кроме этого, методисты выделяют значение педагогического компонента для их деятельности (3 ранговое место), тесно связывая его с этическим компонентом.

На наш взгляд, такое положение можно объяснить тем, что методисты чаще по времени и ближе в пространстве, чем заведующие связанны с педагогическими работниками дошкольного учреждения. Им приходится больше решать не только вопросы организации взаимодействия участников педагогического процесса, но содержательные аспекты управленческой деятельности. Поэтому методисты считают, что для эффективного управления требуются большее развитие этических качеств. Методисту чаще, чем заведующему, приходится использовать в профессиональной деятельности личный пример, строить гуманные отношения с персоналом, проявлять к педагогам и детям доброжелательность, уважать во взаимодействии честь и достоинство педагогических работников.