КРАСНОЯРСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ МЕДИЦИНСКАЯ АКАДЕМИЯ
КАФЕДРА ВНУТРЕННИХ БОЛЕЗНЕЙ № 2
Утверждено на методической конференции
кафедр внутренних болезней № 2 и № 1
профессор Ю.А.Терещенко
профессор В.А.Шульман
«____» ____________________2001 г.
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ СО СТУДЕНТАМИ 6 КУРСА
ЛЕЧЕБНОГО ФАКУЛЬТЕТА ДЛЯ СТУДЕНТОВ
ТЕМА: «ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНАЯ ДИАГНОСТИКА АНЕМИЙ»
Составили: асс. Романова В.Я.
асс. Тимофеева Л.Н.
Красноярск 2001 г.
1. Тема: «Дифференциальная диагностика анемий»
2. Значение темы: дифференциальная диагностика анемий огромная тема, разбитая на 4 занятия, но все равно охватить всю проблему времени недостаточно. Диагностика анемий требует большого внимания, так как в практике с анемией в той или иной степени встре-чается врач любой специальности. Для познания этого необходимо научить студентов разбираться в клинических и гематологических проявлениях наиболее часто встречаю-щихся анемий (особенно железодефицитной). Дифференциальная диагностика требует больших терапевтических знаний и строится на понимании отдельных элементов, вхо-дящих в общую группу. Частота и распространенность различных анемий неодинакова. Наряду с распространенными железодефицитной анемией (ЖДА) – около 15 - 20% слу-чаев всех анемий среди женщин детородного возраста и В12-дефицитной анемией (ее частота значительно нарастает у пожилых лиц) существуют более редкие формы анемий (аутоиммунные гемолитические, талассемия) относительно малознакомые практическим врачам. В ряде случаев анемический синдром является ведущим в клинической картине заболевания (опухоль), в значительной степени определяя его прогноз (острая гемолити-ческая или постгеморрагическая анемия). Причины и механизмы развития А весьма многочисленны и разнообразны. В основе их развития может лежать как первичное поражение костного мозга (аплазия, лейкозы), так и различные негематологические забо-левания, разнообразные по своей этиологии, клиническим проявлениям, прогнозу, мето-дам диагностики и лечения.
3. Цель занятия. Раскрыть сущность методов дифференциальной диагностики анемий.
Для этого надо:
а) Знать: 1. Этиопатогенез 2. Классификацию анемий 3. Клинические и гематологичекие проявления железодефицитной, В12-дефицитной, апластической и гемолитической анемий 4. Дифференциальную диагностику различных анемий 5. Методы обследования и лече-ния
б) Уметь: своевременно и правильно расшифровать природу анемии, определить патоге-нетический вариант анемии, выявить лежащее в основе анемии заболевание с целью проведения адекватной терапии (коррекция анемии, лечение основного заболевания, его осложнений и т.д.), провести дополнительные целенаправленные исследования для подтверждения предполагаемого диагноза; сформулировать развернутый диагноз с учетом основного заболевания и патогенетического варианта анемии; проведения адекватной терапии (коррекция анемии, лечение основного заболевания, его осложнений и т.д.). составить индивидуальную программу лечения больного.
в) Иметь представление: об основных синдромах, характерных для анемий, о методах диагностического поиска у больного анемией, о принципах дифференциальной диагнос-тики анемий.
г) Иметь навыки
1. Сбора анамнеза
2. Физикального обследования
4. План изучения темы.
4.1.Самостоятельная работа: - курация больных студентами |
75 минут |
4.2. Практическая работа: - разбор больных - знакомство с гемограммами, заслушиваниерефератов |
300 минут 90 минут |
4.3. Контроль знаний: - тестовый контроль (определение исходного уровня) - решение задач, выписывание рецептов -подведение итогов - задание на дом |
60 минут 60 минут 15 минут 9 минут |
5. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ (СОДЕРЖАНИЕ ТЕМЫ)
КЛАССИФИКАЦИЯ АНЕМИЙ. Многими гематологами (И.А.Кассирский, Л.И.Идель-сон, Файнштейн и т.д.) классификация анемий основана на определении патогенети-ческого варианта анемий, т.е. на установлении основного механизма (не причины) разви-тия анемии у конкретного больного. Среди всех анемий условно можно выделить следующие основные патогенетические варианты:
I. Анемии вследствие кровопотерь – постгеморрагические анемии (острые и хронические);
II. Анемии вследствие нарушения кровообразования: а) железодефицитные анемии (ЖДА) - постгеморрагические, энтерогенные, анемии беременных, анемии, связанные с пере-распределением железа (железоперераспределительные анемии); анемии, связанные с нарушением синтеза гема (сидероахрестические анемии); б) анемии, связанные с нару-шением синтеза ДНК – мегалобластные анемии (В12 - дефицитные, фолиево-дефицитные): анемия Аддисона-Бирмера, симптоматические В12-дефицитные анемии; в) анемии, связан-ные с костномозговой недостаточностью: гипо- и апластические анемии от токсического воздействия, от лучевого воздействия и иммунного генеза; г) метапластические анемии при гемобластозах и карциноматозе: д) анемии, связанные с нарушением регуляции эритропоэза.
III. Анемии вследствие кроворазрушения – гемолитические анемии (врожденные, приобретенные, острые и хронические);
IU. Анемии смешанного характера.
Общий алгоритм распознавания патогенетического варианта анемии представлен на следующей схеме (см. дополнительно).
Каждый из вариантов характеризуется относительной специфичностью клинико - лабо-раторных признаков. Для ориентировочного определения патогенетического варианта анемии необходимо проведение обязательных исследований, к которым относятся: опре-деление содержания гемоглобина; подсчет количества эритроцитов; подсчет количества тромбоцитов; подсчет количества ретикулоцитов; определение цветового показателя; подсчет количества лейкоцитов и формулы крови; просмотр мазка крови для определения аномальных форм эритроцитов, лейкоцитов и клеточных включений; определение содер-жания сывороточного железа; исследование костного мозга с помощью пункции. Правильное определение патогенетического варианта анемии позволяет врачу сузить круг диагностического поиска, так как определенный вариант анемии характерен для соответствующей группы заболеваний (синдромов) с различной этиологией. Например, к развитию железодефицитной анемии могут приводить такие разнообразные заболевания как опухоли желудочно-кишечного тракта, идиопатический легочный гемосидероз, дис-функция яичников, проявляющаяся меноррагиями. Анемии вследствие костномозговой недостаточности могут наблюдаться у больных острыми и хроническими лейкозами, апластическими анемиями и так далее. При определении патогенетического варианта анеми врач должен руководствоваться следующими положениями:
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.