КРАСНОЯРСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ МЕДИЦИНСКАЯ АКАДЕМИЯ
КАФЕДРА ВНУТРЕННИХ БОЛЕЗНЕЙ « 2
Утверждено на методической конференции
кафедр внутренних болезней № 2 и № 1
профессор Ю.А.Терещенко
профессор В.А.Шульман
«____» ____________________2001 г.
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ СО СТУДЕНТАМИ 6 КУРСА
ЛЕЧЕБНОГО ФАКУЛЬТЕТА ДЛЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ
ТЕМА: «ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНАЯ ДИАГНОСТИКА ГЕМОРРАГИЧЕСКОГО СИНДРОМА»
(3 ЗАНЯТИЯ)
Составили: асс. Романова В.Я.
асс. Тимофеева Л.Н.
Красноярск 2001 г.
Тема: «Дифференциальная диагностика геморрагического синдрома»
2. Форма учебного процесса: практическое занятие
3. Значение темы: дифференциальная диагностика геморрагического синдрома большая тема, разбитая на 3 занятия. Диагностика геморрагического синдрома трудна и требует больших знаний. Геморрагические диатезы - это заболевания или патологические состоя-ния, объединяемые основным признаком - повышенной кровоточивостью. Кровоточивость может быть временной или постоянной, наследственной или приобретенной, возникающей беспричинно или только при травме, но она всегда неадекватна травме. С геморрагическим синдромом встречаются врачи почти всех профессий. Для познания этого необходимо научить студентов разбираться в клинических и гематологических проявлениях наиболее часто встречающихся диатезов (тромбо-цитопеническая пурпура, гемофилии, геморрагические васкулиты). Дифференциальная диагностика требует больших терапевтических знаний и строится на понимании отдельных элементов, входящих в общую группу.
4.1.Цель. Овладеть принципами диагностики и лечения геморрагического синдрома
Первое занятие: диагностика, клиника, классификация, принципы лечения тромбоцито-пенической пурпуры.
Второе занятие: диагностика, клиника, классификация, принципы лечения гемофилий.
Третье занятие: диагностика, клиника, классификация, принципы лечения геморрагичес-ких васкулитов. Понятие о ДВС - синдроме.
4.2. Учебная цель.
4.2.1.Раскрыть сущность методов дифференциальной диагностики геморрагических диа-тезов.
4.2.2. Научить трактовать анализы крови и показатели свертывания больных различными геморрагическими диатезами.
4.2.3. Ознакомить с современными понятиями о свертывании и противосвертывания кро-ви.
4.2.4. Сформулировать диагностические критерии геморрагических диатезов.
4.2.5. Отработать навыки оказания помощи при кровотечении.
4.2.6. Разобрать общие клинические синдромы диатезов и обсудить современные принципы лечения..
4.3. Психолого – педагогическая цель. При изучении проблемы необходимо обратить внимание студентов на то, что геморрагические диатезы многообразны и встречаются часто в практике любого врача. Студент должен помнить о важности своевременного оказания помощи больному, страдающему повышенной кровоточивостью, чтобы предотвратить самое худшее. Знание студентами этих положений позволит им в будущей практике достигнуть более тесного сотрудничества с больными и способствовать улучшению качества их жизни.
5. Место проведения (учебная комната, палаты, процедурный кабинет). Продолжи-тельность изучения темы 540 минут.
6. Оснащение занятия
Больные с различными видами геморрагических диатезов для курации
Таблицы по теме: классификация геморрагических диатезов по патогенетическому принципу, классификация тромбоцитопенических пурпур, геморрагических васкулитов.
Набор гемограмм по теме, набор коагулограмм, тромбоэластограмм.
Комплект из тестов и ситуационных задач
7. Структура содержания темы (хронокарта)
№/№ п/п |
Этапы занятия |
Продолжитель- ность (в мин.) |
Оснащенность |
Первый день |
|||
1. |
Организация занятия |
3 мин. |
|
2. |
Формулировка темы и цели |
4 мин. |
|
3. |
Определение исходного уровня подго-товки к занятию |
20 минут |
Набор тестов (приложение № 1) |
4. |
Работа студентов у постели больного |
25 минут |
|
5. |
Перерыв |
15 мин. |
|
6. |
Разбор больного с тромбоцитопе-нической пурпурой. Доклад куратора по жалобам и анамнезу в учебном классе, осмотр больного в палате. Выделение синдромов клинических и гематологических. Постановка диаг-ноза. Обсуждение тактики лечения больного. |
50 минут |
|
7. |
Выработка представления о больном в учебном классе |
30 минут |
|
8. |
Перерыв |
15 мин. |
|
9. |
Разбор анализов крови при тромбоцитопенической пурпуре, заслушивание реферата «Редкие формы геморрагических диатезов» |
30 минут |
Набор анализов Список тем УИРС |
Решение ситуационных задач и выпи-сывание рецептов |
20 мин. |
Набор задач (приложение № 2) и список лекарственных препаратов |
|
10. |
Заключение по занятию с объявлением итоговых оценок |
5 мин. |
|
11. |
Домашнее задание |
3 мин. |
№/№ п/п |
Этапы занятия |
Продолжитель- ность (в мин.) |
Оснащенность |
Второй день |
|||
1. |
Организация занятия |
3 мин. |
|
2. |
Формулировка темы и цели |
4 мин. |
|
3. |
Определение исходного уровня подго-товки к занятию |
20 минут |
Набор тестов (приложение № 1) |
4. |
Работа студентов у постели больного |
25 минут |
|
5. |
Перерыв |
15 мин. |
|
6. |
Разбор больных с гемофилиями (при возможности с гемофилией А и В). Доклад куратора по жалобам и анам-незу в учебном классе, осмотр больно-го в палате. Выделение синдромов клинических и гематологических. По-становка диагноза с учетом показа-телей коагулограммы. Обсуждение так-тики лечения больного, современных достижения в лечении больных гемофилиями (коррекционных). Обсуждение дальнейшей (амбулаторной) тактики ведения больного. Обсуждение социально –психологических аспектов больных гемофилией. |
50 минут |
|
7. |
Выработка представления о больном в учебном классе |
30 минут |
|
8. |
Перерыв |
15 мин. |
|
9. |
Разбор коагулограмм, заслушивание реферата «Современные принципы коррекции гемартрозов у больных гемофилиями» |
30 минут |
Набор анализов Список тем УИРС |
Решение ситуационных задач и выпи-сывание рецептов |
20 мин. |
Набор задач (приложение № 2) и список лекарственных препаратов |
|
10. |
Заключение по занятию с объявлением итоговых оценок |
5 мин. |
|
11. |
Домашнее задание |
3 мин. |
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.