Миеломная болезнь: Методическая разработка для проведения практического занятия

Страницы работы

Содержание работы

КРАСНОЯРСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ МЕДИЦИНСКАЯ АКАДЕМИЯ

КАФЕДРА ВНУТРЕННИХ БОЛЕЗНЕЙ № 2

Утверждено на методической конференции

                                                            кафедр внутренних болезней № 2 и № 1

                                                            профессор                           Ю.А.Терещенко

                                                             профессор                          В.А.Шульман

  «____»    ____________________2001 г.

МЕТОДИЧЕСКАЯ  РАЗРАБОТКА

ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ СО СТУДЕНТАМИ 5 КУРСА

ЛЕЧЕБНОГО ФАКУЛЬТЕТА ДЛЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ

ТЕМА: МИЕЛОМНАЯ БОЛЕЗНЬ

  Составили: асс.   Романова В.Я.         

                                                                                                          асс.  Тимофеева Л.Н.

Красноярск 2001 г.


1. Тема: «Миеломная болезнь (МБ)»

2. Форма учебного процесса: практическое занятие

3.Значение темы: знание этой патологии очень актуально, так как заболевание начи-нается и долгие годы течет скрыто, часто выявляется случайно только очень ускоренным СОЭ, далее сложно дифференцируется от подобных болезней и диагностируется уже в запущенном состоянии с тяжелыми осложнениями для жизни пациента. Множественная миелома (другой термин миеломной болезни) является широко распространенным тяжелым заболеванием, частота которого неуклонно растет. Болезнь отличается чрез-вычайным разнообразием форм и вариантов, многоликостью симптомов, отражающих не только поражение костного мозга и костей, но и вызванных специфической продукцией опухоли - моноклональными иммуноглобулинами или их фрагментами. К последним относятся поражение почек, амилоидоз, периферическая полинейропатия, нарушение микроциркуляции и гемостаза. Следствием миеломы является и гуморальный иммунодефицит— синдром недостаточности антител. Все это затрудняет своевременную диагностику заболевания и его лечение. Между тем, успехи в исследовании миеломы за последние 30-40 лет позволяют считать это заболевание одним из наиболее изученных. Миелома воспроизводится экспериментально на животных, цитокинетические параметры опухоли без лечения и под влиянием совре­менной терапии хорошо прослежены в эксперименте и у человека. Биологические, клинические и терапевтические аспекты множествен­ной миеломы отражены в многочисленных публикациях. Каждые два года проводятся международные рабочие совещания, посвященные миеломе.

4.1.Цель занятия. Преподаватель должен проверить теоретическую подготовку студентов 5 курса по теме "Миеломная болезнь" и далее при разборе больного познакомить на прак-тике с клиническими проявлениями этой патологии, научить выделять нужные синдромы, формулировать диагноз множественной миеломы (ММ), решать экспертные вопросы и планировать терапию.

4.2. Учебная цель. Овладеть принципами диагностики и лечения миеломной болезни.

4.2.1.Раскрыть  сущность миеломной болезни и методы дифференциальной диагностики МБ с другими остеопорозами.

4.2.2. Научить  трактовать показатели крови, биохимические показатели и рентгено-граммы при миеломной болезни.

4.2.3. Ознакомить с техникой стернальной пункции для постановки диагноза миеломной болезни.

4.2.4. Сформулировать диагностические критерии миеломной болезни.

4.2.5. Отработать (повторить)  навыки осмотра больного .

4.2.6. Разобрать признаки миеломной болезни в различных стадиях ее  проявления и обсудить современ-ные методы лечения этого гемобластоза.

4.3. Психолого – педагогическая цель. При изучении проблемы необходимо обратить внимание студентов на то, что множественная миелома является опухолевым заболе-ванием системы крови из группы гемобластозов и поэтому студент не должен забывать о деонтологии у этих больных. Студент должен помнить о важности своевременного наблюдения за этими больными, чтобы во-время повторить курсовую терапию. Знание студентами этих положений позволит им в будущей практике достигнуть  более тесного сотрудничества с больными  и способствовать улучшению качества их жизни.

5. Место проведения (учебная комната, палаты, процедурный кабинет). Продолжи-тельность изучения темы 180 минут.

6. Оснащение занятия

Больные с различными вариантами миеломной болезни  для курации.

Таблицы по теме.

Набор миелограмм и биохимических показателей по теме.

Набор рентгенограмм по теме.

Игла для стернальной пункции.

Комплект из тестов и ситуационных задач.


7. Структура содержания темы (хронокарта)

№/№

п/п

Этапы занятия

Продолжитель-

ность (в мин.)

Оснащенность

1.

Организация занятия

3 мин.

2.

Формулировка темы и цели

4 мин.

3.

Определение исходного уровня подго-товки к занятию

20 минут

Набор тестов

(приложение № 1)

4.

Работа студентов у постели

больного

25 минут

5.

Перерыв

15 мин.

6.

Разбор больного:

жалобы и анамнез заболевания,

анамнез жизни и осмотр его в палате

всей студенческой группой

50 минут

7.

Выработка представления о больном

в учебном классе

30 минут

8.

Перерыв

15 мин.

9.

Разбор миелограмм, биохимических анализов и рентгенограмм при множественной миеломе,

заслушивание рефератов

(1 – 2)

30 минут

Набор анализов

Список тем УИРС

Решение ситуационных задач и выпи-сывание рецептов

20 мин.

Набор задач (приложение № 2) и список лекарственных препаратов

10.

Заключение по занятию с объявлением итоговых оценок

5 мин.

11.

Домашнее задание

3 мин.


5. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ  (СОДЕРЖАНИЕ ТЕМЫ)

Миеломная болезнь (МБ)  - плазмацитома или болезнь Рустицкого - Каллера, по совре-менной терминологии - множественная миелома (ММ), является одним из часто встре-чающихся парапротеинемических гемобластозов у людей пожилого и старческого возраста.

Похожие материалы

Информация о работе