КРАСНОЯРСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ МЕДИЦИНСКАЯ АКАДЕМИЯ
КАФЕДРА ВНУТРЕННИХ БОЛЕЗНЕЙ № 2
Утверждено на методической конференции
кафедр внутренних болезней № 2 и № 1
профессор Ю.А.Терещенко
профессор В.А.Шульман
«____» ____________________2001 г.
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ СО СТУДЕНТАМИ 5 КУРСА
ЛЕЧЕБНОГО ФАКУЛЬТЕТА ДЛЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ
ТЕМА: МИЕЛОМНАЯ БОЛЕЗНЬ
Составили: асс. Романова В.Я.
асс. Тимофеева Л.Н.
Красноярск 2001 г.
1. Тема: «Миеломная болезнь (МБ)»
2. Форма учебного процесса: практическое занятие
3.Значение темы: знание этой патологии очень актуально, так как заболевание начи-нается и долгие годы течет скрыто, часто выявляется случайно только очень ускоренным СОЭ, далее сложно дифференцируется от подобных болезней и диагностируется уже в запущенном состоянии с тяжелыми осложнениями для жизни пациента. Множественная миелома (другой термин миеломной болезни) является широко распространенным тяжелым заболеванием, частота которого неуклонно растет. Болезнь отличается чрез-вычайным разнообразием форм и вариантов, многоликостью симптомов, отражающих не только поражение костного мозга и костей, но и вызванных специфической продукцией опухоли - моноклональными иммуноглобулинами или их фрагментами. К последним относятся поражение почек, амилоидоз, периферическая полинейропатия, нарушение микроциркуляции и гемостаза. Следствием миеломы является и гуморальный иммунодефицит— синдром недостаточности антител. Все это затрудняет своевременную диагностику заболевания и его лечение. Между тем, успехи в исследовании миеломы за последние 30-40 лет позволяют считать это заболевание одним из наиболее изученных. Миелома воспроизводится экспериментально на животных, цитокинетические параметры опухоли без лечения и под влиянием современной терапии хорошо прослежены в эксперименте и у человека. Биологические, клинические и терапевтические аспекты множественной миеломы отражены в многочисленных публикациях. Каждые два года проводятся международные рабочие совещания, посвященные миеломе.
4.1.Цель занятия. Преподаватель должен проверить теоретическую подготовку студентов 5 курса по теме "Миеломная болезнь" и далее при разборе больного познакомить на прак-тике с клиническими проявлениями этой патологии, научить выделять нужные синдромы, формулировать диагноз множественной миеломы (ММ), решать экспертные вопросы и планировать терапию.
4.2. Учебная цель. Овладеть принципами диагностики и лечения миеломной болезни.
4.2.1.Раскрыть сущность миеломной болезни и методы дифференциальной диагностики МБ с другими остеопорозами.
4.2.2. Научить трактовать показатели крови, биохимические показатели и рентгено-граммы при миеломной болезни.
4.2.3. Ознакомить с техникой стернальной пункции для постановки диагноза миеломной болезни.
4.2.4. Сформулировать диагностические критерии миеломной болезни.
4.2.5. Отработать (повторить) навыки осмотра больного .
4.2.6. Разобрать признаки миеломной болезни в различных стадиях ее проявления и обсудить современ-ные методы лечения этого гемобластоза.
4.3. Психолого – педагогическая цель. При изучении проблемы необходимо обратить внимание студентов на то, что множественная миелома является опухолевым заболе-ванием системы крови из группы гемобластозов и поэтому студент не должен забывать о деонтологии у этих больных. Студент должен помнить о важности своевременного наблюдения за этими больными, чтобы во-время повторить курсовую терапию. Знание студентами этих положений позволит им в будущей практике достигнуть более тесного сотрудничества с больными и способствовать улучшению качества их жизни.
5. Место проведения (учебная комната, палаты, процедурный кабинет). Продолжи-тельность изучения темы 180 минут.
6. Оснащение занятия
Больные с различными вариантами миеломной болезни для курации.
Таблицы по теме.
Набор миелограмм и биохимических показателей по теме.
Набор рентгенограмм по теме.
Игла для стернальной пункции.
Комплект из тестов и ситуационных задач.
7. Структура содержания темы (хронокарта)
№/№ п/п |
Этапы занятия |
Продолжитель- ность (в мин.) |
Оснащенность |
1. |
Организация занятия |
3 мин. |
|
2. |
Формулировка темы и цели |
4 мин. |
|
3. |
Определение исходного уровня подго-товки к занятию |
20 минут |
Набор тестов (приложение № 1) |
4. |
Работа студентов у постели больного |
25 минут |
|
5. |
Перерыв |
15 мин. |
|
6. |
Разбор больного: жалобы и анамнез заболевания, анамнез жизни и осмотр его в палате всей студенческой группой |
50 минут |
|
7. |
Выработка представления о больном в учебном классе |
30 минут |
|
8. |
Перерыв |
15 мин. |
|
9. |
Разбор миелограмм, биохимических анализов и рентгенограмм при множественной миеломе, заслушивание рефератов (1 – 2) |
30 минут |
Набор анализов Список тем УИРС |
Решение ситуационных задач и выпи-сывание рецептов |
20 мин. |
Набор задач (приложение № 2) и список лекарственных препаратов |
|
10. |
Заключение по занятию с объявлением итоговых оценок |
5 мин. |
|
11. |
Домашнее задание |
3 мин. |
5. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ (СОДЕРЖАНИЕ ТЕМЫ)
Миеломная болезнь (МБ) - плазмацитома или болезнь Рустицкого - Каллера, по совре-менной терминологии - множественная миелома (ММ), является одним из часто встре-чающихся парапротеинемических гемобластозов у людей пожилого и старческого возраста.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.