Заполняем, например, клетки (1, 2) и (1, 3) (табл. 6).
Таблица 5 Таблица 6
5) Заполняем клетку (2, 1), где стоит минимальный элемент в оставшейся табл. 6 по формуле: х21 =
6) Закроем первый столбец (где нет остатка).
7) Находим остатки второй строки = а2 – х21 = 20 – 10 = 10 (табл. 7).
8)Заполняем последнюю свободную клетку(2,2) Х22= (табл. 8).
Таблица 7 Таблица 8
9) Проверяем правильность построения первоначального решения.
В табл. 8 m+n-1 = 3+3-1=5 занятых клеток.
10) Первоначальный план методом минимального элемента равен
. (8)
11)Вычислим первоначальную стоимость перевозок (см. табл. 8)
Z(X2) = 2·0* + 2·20 + 3·10 + 4·10 + 1·10 = 120.
Поиск оптимального плана. Проверим оптимальность первоначального плана Х1 методом потенциалов следующим образом.
Первый способ
1) Каждой строке из табл. 4 сопоставим переменную Ui, называемую потенциалом поставщика.
2) Каждому столбцу из табл. 4 сопоставим переменную Vj, называемую потенциалом потребителя.
3) Оценкой клетки (i;j) назовем число ∆ij= Ui+ Vj-сij, (10), где сij – стоимость перевозки, соответствующая данной клетке.
4) Потребуем, чтобы для заполненных клеток оценка равнялась нулю, т.е.
∆11= U1+V1-с11= U1+V1-9=0 => U1+V1=9, ∆12= U1+V2-с12= U1+V2-2=0 => U1+V2=2,
∆22= U2+V2-с22= U2+V2-4=0 => U2+V2=4, ∆23= U2+V3-с23= U2+V3-5=0 => U2+V3=5,
∆33= U3+V3-с33= U3+V3-1=0 => U3+V3=1.
5) Полагаем U1=0, находим V1=9; V2=2; U2=+2; V3=3; U3=-2.
Аналогично можно проверить оптимальность методом потенциалов.
6) Находим оценки для свободных клеток таблицы 4 и проверим оптимальность текущего плана X1 по значения этих оценках. Если для всех свободных клеток ∆ij≤0, то текущий план оптимален. Если хотя бы одна из оценок положительна (∆ij>0), то план можно улучшить.
∆13= U1+V3-с13=0+3-2=1>0, ∆21= U2+V1-с21=2+9-3=8>0,∆31= U3+V1-с31=-2+9-8=-1<0,
∆32= U3+V2-с32=-2+2-7=-7<0. Так как ∆13=1>0, ∆21=8>0, то план X1 не оптимален.
7) Находим свободную клетку в таблице 4 с максимальной положительной оценкой: max {∆13=1, ∆21=8} =8.
8) Для клетки (2,1), которой соответствует наибольшая оценка, ставим знак «+» и строим цикл (закрытый путь), начинающийся и заканчивающийся в этой клетке (см. табл.9).
Примеры некоторых циклов:
Рис. 1
Таблица 9 Таблица 10
Следуя этому циклу, расставим чередующиеся знаки + и – в его вершинах, начиная с того знака +, что уже стоит в вершине (2,1).
9) Из объемов перевозок в тех клетках, что отмечены знаком «-», то есть из величин x11=10 и x22=0٭, выбираем меньший объём: θ1= {x11=10, x22=0٭} =0٭.
10) Вычитаем 0٭ в тех клетках, что помечены минусом, а прибавляем 0٭ в тех клетках, что помечены плюсом.
Получаем новый план. Клетка (2,1) стала занятой, а клетка (2,2) – свободной (см. табл. 10).
11) Проверим оптимальность нового плана. Определим оценки свободных клеток, исходя из системы:
∆11= U1+V1-с11= U1+V1-9=0 => U1+V1=9, ∆12= U1+V2-с12= U1+V2-2=0 => U1+V2=2,
∆21= U2+V1-с21= U2+V1-3=0 => U2+V1=3, ∆23= U2+V3-с23= U2+V3-5=0 => U2+V3=5,
∆33= U3+V3-с33= U3+V3-1=0 => U3+V3=1.
Положим U1=0, находим V1=9; V2=2; U2=-6; V3=11; U3=-10.
Теперь находим оценки свободных клеток.∆13= U1+V3-с13=0+11-2=9>0,
∆22= U2+V2-с22=-6+2-4=-8<0, ∆31= U3+V1-с31=-10+9-8=-9<0,∆32= U3+V2-с32=-10+2-1=-9<0.
Так как ∆13=9>0, то текущий план не оптимален.
12) Делаем занятой клетку (1,3), отмечая её знаком «+».
13) Находим в таблице 12 цикл: (1,3)→(2,3)→(2,1)→(1,1)→(1,3).
14) Расставляем знаки, начиная с уже поставленного знака«+».
15) Находим минимальный объём перевозки для клеток, отмеченных знаком «-».
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.