Вполне очевидно, что в основе системы социально-культурной деятельности лежит теоретическое обоснование социально-психологических качеств личности. Как известно, личность – это психологический облик человека как дееспособного члена общества, сознающего свою роль в нём (Платонов К.К.).
Сложная целостная структура личности ребенка-инвалида как субъекта и объекта воспитательно-реабилитационнного процесса полностью раскрывается лишь на фоне его социального развития. Это обязывает исследователей рассматривать социокультурную реабилитацию инвалида в общем контексте воздействия на его личность совокупности множества социальных факторов: производственных, семейных, бытовых, этнических и других. Только междисциплинарный подход может гарантировать создание необходимых условий и возможностей для выработки и реабилитации реалистической социокультурной политики, эффективных культурно-реабилитационных технологий в работе с детьми-инвалидами как специфической социальной группой, обладающей характерными особенностями. Как и любой другой вид деятельности, социально-культурная деятельность в целях своей эффективности учитывает психологическое обоснование структуры личности. При этом имеются в виду все четыре её подструктуры: направленность: убеждения, мировоззрение, идеал, интересы; опыт: знания, умения, навыки, привычки; психические процессы: воля, чувства, восприятие, мышление, ощущения, эмоции, память; биопсихические свойства: темперамент, поло-возрастные свойства.
Основная цель социокультурной реабилитации – способствовать компенсации условий и возможностей для личностной самореализации в социуме.
Индивидуальность – уникальные свойства данного человека, присущие только этому определенному человеку. Каждый человек (инвалид или здоровый) представляет собой уникальное явление, поскольку другого такого нет больше нигде и никогда не будет, поэтому личная индивидуальность (как биологическая, так и социальная, выступает в качестве ценности, которая подлежит охране, созиданию и развитию.
Разумность – способность ответственного предвидения результата действий, поступков. Здесь инвалид значительно уступает человеку со здоровой психикой, поскольку имеет значительное количество комплексов психологического, а зачастую психического характера, что выводит его из разряда разумности.
Темперамент – психологическая индивидуальная способность человека, данная от природы. Темперамент проявляется в эмоциональной возбудимости особенно в детском возрасте. Но нельзя приравнивать состояние природной возбудимости и состояние повышенной нервной возбудимости в силу понимания всего негативного, что выражает общество в отношении инвалида. С возрастом эмоциональные проявления вместе с интеллектуальной деятельностью определяют характер человека. Если нервозность преобладает в большинстве жизненных ситуаций, то она перерождается в устойчивое неадекватное выражение. С таким человеком становится не только тяжело, но и опасно общаться.
Характер формируется в результате социализации темперамента, как сложное психическое образование, которое состоит из многочисленных свойств личности. Характер проявляется в отношении человека к окружающим и самому себе. Они присущи только для этого человека. Так, настойчивость, чуткость, решительность, смелость, вежливость типичны для конкретного человека. Однако какая-то черта из них может быть ведущей, подчиняя себе остальные.
Активность – мера взаимодействия человека с окружающим миром. Существует внешняя и внутренняя активность. Внутренняя - человек выполняет дело, в котором реализует себя, внешняя – выполняет дело, не интересное для него. Задача социокультурной реабилитации инвалидов –стимулировать внутреннюю активность с помощью мероприятий индивидуальной программы реабилитации, с последующем ее проявлением на внешнем фоне, социальном поведении.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.