Целеустремленность – способность достижения назначенной цели. Это важный фактор, поскольку инвалиду освоить то или иное дело гораздо сложнее в силу его физического состояния, мешающего полноценному достижению цели. Потому инвалиду крайне важно и необходимо иметь повышенную целеустремленность, граничащую с проявлением волевых усилий.
Направленность – тенденция в поведении человека, которая проявляется в мировоззрении, духовных потребностях и делах.
Воля – проявление личности в способности преодолевать трудности, препятствия, преграды на пути к цели.
Каждая из черт равнозначна и равноценна.
В качестве специальных способностей выступают индивидуально-психологические особенности личности, являющиеся условием успешного выполнения той или иной продуктивной деятельности (Краткий психологический словарь).
Специальные способности обнаруживаются в процессе овладения деятельностью, в том, насколько индивид при прочих равных условиях быстро и основательно, легко и прочно осваивает способы её организации и осуществления. Они тесно связаны с общей направленностью личности, с тем, насколько устойчивы склонности человека к той или иной деятельности. Так, ведущими специальными способностями работников социально-культурной сферы являются следующие: внимательное отношение к пациенту (клиенту); наблюдательность; способность быстро ориентироваться в ситуации; интуиция; умение слушать и слышать; готовность работать с людьми, имеющими ограниченные физические и нравственные возможности; интеллект; эрудиция; природный ум; интерес к своей работе; рефлексия (размышления с помощью анализа, самоанализа, самоконтроля и др.) и тому подобные.
Развитие человека – результат сложного длительного поступательного процесса, в ходе которого меняются его биологические, психические и социальные свойства. Эти изменения происходят в процессе формирования личности под воздействием ее воспитания и образования. Воспитание оказывает определяющее влияние на развитие личности. Оно определяет становление человека как индивидуального общественного существа. У ребенка-инвалида процесс образования и воспитания носит специфичный характер, в котором исходным выступает состояние дефекта, здоровье. Поэтому часто и сам ребенок-инвалид и его ближайшее окружение занимают позицию «немощи» в личностном развитии. Поскольку изначально стереотип осознания «инвалидности» подразумевает недееспособность человека в большинстве видов производства (бытового, профессионального, личностного), то и психологически сразу индивид с инвалидностью занимает пассивную позицию в отношении своих реальных возможностей. А это накладывает сильный отпечаток на перспективу развития личности.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что различный уровень развития достигается в зависимости от взаимодействия внутренних природных сил и внешних социальных условий. Внутренние – это физиологические и психические данные человека, внешние – это среда.
Субкультура детской инвалидной среды в качестве целостного понятия представляется как совокупность определенных норм, условий и ценностей, используемых во взаимоотношениях детей с окружающей их средой.
Знание этой субкультуры, базирующееся на освоении психологических закономерностей, характерных для детей с ограниченными возможностями, дает возможность видеть причины и следствия его поступков, поведения и общения, умело влиять на их развитие, и, что особенно важно, разрабатывать стратегию и тактику взаимодействия ребенка с окружающей средой, организовывать его социокультурную деятельность.
В рамках субкультуры нормы определяют социально – психологический статус каждого из представителей детской инвалидной среды. Это например, общее для детей инвалидов и их родителей ориентиры гармонизацию и совершенствование личности, приверженность к целям группы, общества, идеалами и ожиданием, чувства собственного достоинства, которое дети – инвалиды стараются подчеркнуть во взаимоотношениях со здоровыми сверстниками.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.